Нелегальное кино | Большие Идеи

? Феномены


Нелегальное кино

На нелицензионных фильмах в интернете можно заработать сотни тысяч долларов - если обойти закон. Легальных же игроков ждут одни неприятности.

Автор: Ракшенко Лилия

Нелегальное кино

читайте также

Шахматист Сергей Карякин: «Гните свою линию, и все получится»

Анастасия Миткевич

Как на самом деле нужно вести переговоры

Новая роль маркетинга

Кимберли Уитлер,  Рэм Джанакираман

Интернет должен перейти на чистую энергию

Келли Галло,  Нейт Спрингер

Сотрудник отдела маркетинга крупного банка Михаил, известный в интернете под ником Mason, засыпает в кофеварку самый крепкий кофе. Сегодня ночью на сайте иностранного телеканала выйдет очередная серия популярного британского телесериала, и Михаил намерен к утру ее перевести. Днем друг Михаила выложит ее в сеть, а еще через пару дней ваши сотрудники, клиенты и соседи будут обсуждать перипетии жизни телегероев. Эти сериалы не показывают по «Первому», а правообладатели не предоставляли российским компаниям право на их трансляцию. Поклонники просто скачивают фильмы в интернете. А Михаил-Mason со своим другом зарабатывают на этом около $10 тысяч в месяц. Найти сайты с любимыми фильмами проще простого. Достаточно набрать в поисковике жанр (комедии, мелодрамы, боевики и т.д.) или название и прибавить ключевую фразу «скачать бесплатно» либо «смотреть бесплатно». По статистике около 3 млн запросов в день, или примерно 2,5% всех запросов на Яндексе, касаются фильмов, сериалов и всего, связанного с кино.

Лидер поиска 2011 года в категории «зарубежные телевизионные сериалы» — «Дневники вампира». Посмотреть последней сезон предлагают не меньше 30 сайтов, в доменных именах которых обыгрывается слово «вампир», и несколько сотен торрент-трекеров.

Самый известный российский торрент rutracker.org занимает 16-е место в списке самых посещаемых в нашей стране сайтов и почетное 263-е место в рейтинге сайтов мировых. Больше 66% посетителей rutracker.org — из России.

По данным исследования аналитической компании J’son&Partners Consulting, около 70—75 процентов российских интернет-пользователей обращается к «пиратским» ресурсам для поиска, скачивания и просмотра интересующего видео.

Кухня пирата

Расходы на создание и поддержку сайта минимальны. Сначала надо зарегистрировать домен и хостинг (от $300 в год), арендовать сервер (от $150 в месяц до $20 в день), потом самостоятельно или с помощью программиста сделать сайт (от $1000 в зависимо­сти от сложности задач). Иногда владельцы оплачивают контекстную рекламу в Google (от 3000 рублей в месяц).

Большинство сайтов, предлагающих фильмы для просмотра, — это площадки для размещения ссылок.

Вы вводите название фильма, и вам предлагают скачать файл с файлообменника (зарегист­рированного, как правило, за границей). Эта модель позволяет владельцам сайта избегать обвинений в хранении пиратских фильмов.

Чаще всего у одного собственника есть несколько сайтов — для разных фильмов или телесериалов. Ведь если человек ищет сериал «Weeds», то в первых строчках появится сайт, посвященный именно этому ситкому, а если он наберет «Доктор Хаус смотреть онлайн», то наверху странички появится сайт об этом фильме. Техническую поддержку всех сайтов владельца и модерацию форумов осуществляет один администратор.

Представитель rutracker.org объяснил HBR, из чего складываются затраты владельцев сайта: «Мы платим за интернет, за аренду оборудования. Есть еще затраты на немногочисленный персонал: программистов, юристов, сисадминов. Все они работают удаленно, офиса нет».

Многие «пиратские» сайты предлагают уже переведенные фильмы или сериалы с озвучкой или титрами.

Едва на экраны выходит новый фильм или эпизод телесериала, переводческие конторы размещают на форумах объявления о том, что готовы перевести его, скажем, за 5000 рублей. Владельцам сайтов, предлагающих просмотр пиратских фильмов, есть из кого выбирать: желающих выполнить эту работу хватает.

В среднем час перевода фильма с английского на русский стоит около 2000 рублей. Чаще всего переводчик сам накладывает титры на видео, иногда это делает администратор сайта.

Еще одна статья расходов — озвучивание. Звукозаписывающие студии озвучивают час фильма за 1500 рублей, если закадровый голос один. Если два — 3000 рублей за час. Цены на многоголосное озвучивание растут пропорционально количеству актеров.

Иногда, впрочем, озвучивание и перевод делаются бесплатно силами энтузиастов.

Самое извест­ное сообщество переводчиков сериалов — сайт notabenoid.com. Члены сообще­ства разбивают фильм на несколько фрагментов, и каждый делает свой вариант их перевода. Посетители ставят «плюс» варианту, который им понравился, повышая тем самым рейтинг переводчика в этом сообществе. Готовый перевод собирается из лучших, по мнению большинства, кусков. Другое известное сообщество переводчиков, с сайта truetranslate.tv, более закрытое. Админист­раторы сайтов, предлагающих скачать фильмы онлайн, часто предпочитают нанимать его переводчиков.

«Чтобы заработать имя в этой сфере, нужно отслеживать новинки, бесплатно их переводить и быстро выкладывать в сеть, — говорит Mason. — Тогда представители киносайтов, для которых важно качество, сами будут тебя искать». Перевод одной серии занимает у Mason три-четыре часа, а за работу он берется сразу после ее появления.

Модели бизнеса

Для пользователя онлайн-просмотр или скачивание фильма чаще всего бесплатны. Как же зарабатывают владельцы сайтов? Об этом мы спросили представителя антипират­ской ассоциации «Русский щит» Олега Яшина.

По его словам, самый простой способ — продажа VIP-аккаунта: пользователю предлагается посредством SMS-сообщения или платежа с банковской карточки заплатить за различные виды доступа к сайту, например за возможность скачивать в течение месяца все фильмы без ограничений по трафику или просто за более быстрое скачивание.

Наиболее распространенный способ — использование баннерообменных сетей с рекламой разной степени пристойности. Некоторые ресурсы работают только с баннерообменными сетями, предлагающими «приличную» рекламу. Так, баннерообменная сеть admaker не включает в свой пул эротические, спамерские сайты и ресурсы тематики «халява, софт, заработок, раскрутка» и т.д. Но чаще всего сайты не столь щепетильны в выборе партнеров и потому обвешаны самыми сомнительными баннерами.

Если вы видите несколько всплывающих окон и пугающе непристойные баннеры, а рядом — обещания чудесных рецептов похудения, раскрытия тайны вашей фамилии и базы данных всех россиян, то, скорее всего, хозяева сайта получают прибыль от сотрудничества с баннерообменными сетями, не брезгующими «обманными» порталами. Сайт, принадлежащий Mason, получает доходы как раз от такой рекламы. «Не вижу в этом ничего предосудительного, — говорит Mason. — Никто не несет ответственности за рекламодателей. Вы, например, можете гарантировать, что банк, реклама которого крутится по ТВ, не обманывает клиентов?» До недавнего времени интернет был наводнен баннерами, которые предлагали пользователю сделать SMS-платеж и после этого скачивать файлы или программы без ограничения скорости. Но люди получали обещанное далеко не всегда, а деньги не возвращались.

«Года три назад распространилась новая схема обмана. Пользователь кликает на баннер, призывающий пройти тест и узнать, как похудеть. Он отвечает на вопросы теста и видит надпись, что теперь ему нужно отправить SMS-сообщение на короткий номер (обычно оно стоит около 150—300 рублей). После этого человек получает рекомендацию: «Чтобы похудеть, вам нужно больше двигаться и есть на завтрак кашу на воде, а обед и ужин пропускать, — рассказывает Олег Яшин. — Формально придраться не к чему».

Опаснее всего для пользователей киносайтов, сотрудничающих с подобными баннерными сетями, — зараженные баннеры. Чаще всего они запускают программу, которая присоединяет компьютер к бот-сети, — и он начинает участвовать в DDoS-атаках (естественно, без ведома пользователя). Иногда баннеры содержат вирусы или вредоносные скрипты, внедряющие программу, которая собирает пароли ­пользователя от сайтов, почтовых ящиков и данные платежных систем, отправляет эту информацию, а затем самоуничтожается.

Любопытно, что крупнейшие пиратские сайты во главе с торрентом rutracker.org пытаются выработать определенные этические стандарты и потому предъявляют строгие требования и к баннерообменным сетям, и к прямым рекламодателям. Например, там не ставят баннеры казино, порносайтов и работают только с «белой» партнерской рекламой. «Наша прибыль складывается исключительно от рекламных доходов, это единственный источник средств к существованию проекта, — говорит представитель rutracker.org. — Что касается стоимости размещения, то точную цифру я назвать не могу, поскольку она зависит от места и сроков размещения. Но реклама у нас дешевая; считается, что целевая аудитория сайта — школьники и студенты, хотя на самом деле это не совсем так».

Rutracker не платит ни за перевод, ни за озвучивание фильмов. Эту модель бизнеса называют «just for fun»: все делают пользователи-энтузиасты, выкладывающие фильмы в сеть.

Можно зарабатывать и за счет добровольных пожертвований пользователей, но в России этот способ пока не прижился. «На Западе модель “плати сколько хочешь” довольно распространена. В нашей стране сбор пожертвований происходит обычно так: раз в год администратор сайта призывает посетителей форума перевести некую сумму на оплату хостинга, — рассказывает Олег Яшин. — Иногда средства действительно идут на это, хотя известен случай, когда на собранные таким образом деньги была организована DDoS-атака конкурирующего сайта».

Паника

Сайты, предлагающие пиратский контент, не указывают ни телефонов, ни адресов. У право­обладателей, намеренных высказать свои претензии, или у желающих разместить рекламу есть единственный способ связаться с админист­рацией сайтов — заполнить форму для писем или воспользоваться электронным адресом.

Как правило, претензии правообладателей удовлетворяются в кратчайшие сроки. Например, на сайтах известных торрентов и в соцсети vk.com правообладатели могут сами удалять пиратские копии. Но это напоминает битву с ветряными мельницами: сегодня файл удален, завтра он появился снова.

Найти владельцев пиратских сайтов трудно. Сам сайт — поисковик или файлообменник — может быть зарегистрирован в любой стране, и на поиски его владельцев могут уйти годы.

«Однажды мы пригласили на круглый стол, посвященный борьбе с пиратством, полковника МВД, и на вопрос “Что делает милиция?” он ответил, что МВД готово бороться с распространением контрафакта в интернете, однако от правообладателей не поступает жалоб, — рассказывает исполнительный директор ассоциации DVD-издателей Владислав Дядченко. — Тогда мы напряглись и за месяц написали около ста заявлений на онлайн-пиратов. Результатом стали одни отписки, в которых нам сообщалось, что в возбуждении уголовных дел отказано, поскольку проведенные проверки показали, что серверы “пиратов” находятся вне пределов Российской Федерации».

В январе 2012 года бизнесу пиратских сайтов был нанесен сильный удар: по запросу властей США были найдены в Новой Зеландии и арестованы четыре сотрудника одного из крупнейших в мире файлообменников megaupload.com (владельцы сайта зарабатывали баннерной рекламой и продажей VIP-аккаунтов, предоставляющих более быстрый доступ к файлам). Еще нескольких сотрудников зарегистрированной в Гонконге компании объявили в международный розыск. По мнению американских властей, деятельность файлообменника нанесла правообладателям $500 млн убытков. Вскоре оказалось, что с сайтом из двадцатки самых посещаемых в мире шутки плохи. За арестованных вступилась хакерская группа Anonymous и на несколько часов вывела из строя сайты ФБР, американского министерства юстиции, холдинга звукозаписи Universal Music Group, Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, Американской ассоциации кинокомпаний и Управления по делам копирайта США. Стоило Президенту Франции Николя Саркози публично одобрить арест основателей файлообменника, как на официальном сайте Елисейского дворца появились оскорбления в адрес Саркози и надпись «We Are Legion» — слоган хакеров из группы Anonymous.

Атака властей на пиратов продолжилась, и в феврале 2012 года были закрыты другие американские гиганты индустрии, в частно­сти сайт torrent-finder.com. Вместо тизеров с описаниями фильмов посетители торрентов и нелегальных онлайн-кинотеатров теперь видят лишь уведомление о том, что сайт закрыт по требованию властей США.

«В феврале на некоторых российских ресурсах началась паника из-за того, что заработок пиратов упал в разы, — рассказывает Олег Яшин. — Дело в том, что после закрытия Megaupload.com перестали функционировать и “партнерки”, которые давали максимальную отдачу».

Опасаясь преследований, известные российские файлообменники закрыли доступ для пользователей с американскими IP-адресами. Mason со своим партнером тоже приняли меры: в начале года их сайт переехал с американского сервера на амстердамский.

Для американских посетителей торрентов наступили не лучшие времена: коалиция извест­ных американских компаний-правообладателей вынудила крупных интернет-провайдеров ограничивать доступ в интернет тем, кто скачивает нелегальные фильмы. Президент Ассоциации DVD-издателей Андрей Посадский предлагает еще более жесткие меры. Он выступил с инициативой, согласно которой московские интернет-провайдеры должны будут предоставлять адреса пользователей, скачивающих нелегальные фильмы, — чтобы можно было заводить уголовные дела на потребителей пиратской продукции и привлекать их к ответственности, как это делается, например, в Германии.

Крупнейшие интернет-сайты: Wikipedia, бесплатная система управления сайтами WordPress, поисковик Google, сервис микроблогов Twitter и многие другие — саботируют принятие законов о борьбе с пиратством. В знак протеста против законопроекта Stop Online Piracy Act (SOPA), внесенного в Палату представителей США 26 октября 2011 года, в январе 2012-го многие сайты на один день прекратили работу. Согласно законопроекту все, кто причастен к цепочке создания и потребления онлайн-продукта — провайдер, поисковая система, рекламодатель, обязаны фактически по любому обращению правообладателя прекратить предоставление услуг ресурсу, обвиняемому в пиратстве, и прервать с ним любое взаимодействие. Закон будет рассматривать человека, не выполнившего эти требования, как соучастника преступления. «SOPA основывается на утверждении, что всякий виновен, пока не будет доказано обратное, и в случае, если законопроект будет принят, правообладатели смогут засудить практически любого пользователя сети и нанести непоправимый урон даже самым крупным интернет-компаниям», — заявляют представители Wikipedia.

Один из идеологов web 2.0 и движений за свободное ПО и ПО с открытым исходным кодом Тим О’Рейли считает борьбу с пиратами ­бесполезной. «На зрелом рынке пираты исчезают сами собой. Законные рынки просто лучше работают, чем пиратские», — утверждает он.

Сами российские «пираты» считают, что нынешние законы в части защиты интеллектуальной собственности устарели. «Сейчас реальный срок жизни медиапродукта — от полугода до трех-семи лет, после этого правообладатель теряет к нему всяческий интерес.

А законы охраняют его 75 лет! — говорит представитель rutracker.org. — Или другой пример: один человек смотрит сериал по телевизору, а другой не успел к началу передачи и скачал его запись с трекера, чтоб посмотреть часом позже. Закон трактует это как нарушение: либо смотри в строго определенное время, либо не смотри вообще. И таких примеров сотни. Законы писались в те времена, когда интернет не существовал и интенсивность обмена информацией была в тысячи раз меньше». По мнению собеседника HBR, нужно приводить правовые нормы в соответствие с жизнью, а не заставлять миллионы пользователей чувствовать себя в правовом вакууме, когда что-то можно скачивать, что-то нельзя, но четкой грани между первым и вторым нет.

Игра по-честному

Еще несколько лет назад Владислав Дядченко был владельцем онлайн-магазина, торгующего DVD. Однажды он просматривал на компьютере свои файлы с названиями и описаниями фильмов и понял, что его база данных по кино — едва ли не крупнейшая в России. Тогда он решил выложить их в интернет на созданный им сайт kinoexpert.ru. Вскоре сайт стал популярным среди киноманов, а имя Владислава — известным всем, кто интересуется кино.

Потом Владислава пригласили создать и возглавить первый в России легальный онлайн-кинотеатр. Американские бизнес-ангелы проинвестировали в проект video.ru около $3,5 млн. «Тогда, в 2008 году, рынок был совсем голым, не было даже легального софта для наших задач», — вспоминает бизнесмен. Основной статьей расходов были зарплаты сотрудников. Владислав нанял команду журналистов, разработчиков и юристов — и работа пошла. Журналисты писали рецензии на фильмы, следили за новостями киномира, переводили статьи из журнала The Hollywood Reporter, а юристы проделывали поистине титаническую работу, составляя договоры с правообладателями фильмов. В 2008 году это была практически нереальная задача. Все правообладатели говорили одно и то же: «Зачем размещать фильмы в интернете, если их сразу же украдут?» Однако Дядченко удавалось их убедить: во-первых, благодаря тому, что он был не «человеком со стороны», а много лет работал в сфере дистрибуции фильмов и знал лично всех, кто что-либо издавал на DVD, во-вторых, потому, что он еще и закупал фильмы у многих из тех, с кем вел переговоры.

Увы, со временем стало ясно, что проект не станет коммерчески удачным, потому что зрители неохотно платят за просмотр фильма, который можно скачать бесплатно с пиратского сайта, — даже рискуя заразить свой компьютер вирусами. В 2010 году Владислав организовал компанию «Медиа Технологии», которая зарабатывает на тех, кто тоже хочет открыть легальный онлайн-кинотеатр. Его компания приобретает права на фильмы у правообладателей с возможностью перепродажи другим легальным онлайн-кинотеатрам и предоставляет им необходимые полномочия для законного распространения в сети.

В отличие от пиратских сайтов, которых уже десятки тысяч, легальных в России меньше сот­ни. Последние два года в онлайн-просмотр стали вкладываться крупнейшие российские телекомпании, интернет-компании и операторы мобильной связи. Пытаясь приспособиться к новым привычкам пользователей, МТС запустила сервис omlet.ru, «МегаФон» стала партнером сайта trava.ru, группа компаний ТНТ взяла под контроль сайт now.ru. Все эти сайты позволяют смотреть фильмы, телесериалы и телепередачи онлайн — как бесплатно, так и за деньги (сайты мобильных операторов принимают платежи по SMS, просмотр одного фильма стоит 40—50 рублей). Но выбор продукции на легальных сайтах невелик, а по качеству видео, перевода и озвучки фильмы не отличаются от бесплатных с торрентов.

Удается ли их владельцам заработать? Представители опрошенных HBR легальных онлайн-кинотеатров не стали отвечать на этот вопрос. По мнению Дядченко, пока они не могут приносить существенной прибыли. «Это, в основном, инвестиции в будущее, — говорит Владислав. — Пока заработать на легальном кино в сети достаточно сложно, поскольку пиратские копии фильмов появляются почти одновременно с премьерой в кинотеатрах, а на легальном сайте новинка выходит спустя месяц одновременно с выпуском на DVD».

Светлое будущее

Жизнь нелегальных игроков рынка онлайнового кино намного легче, чем у тех, кто пытается работать по закону. В 2010 году в пиратстве обвинили даже пионеров легального сетевого кинобизнеса video.ru: сайту пришлось выплатить 2,4 млн рублей холдингу «Система Масс-медиа» за размещенный сериал «Братья детективы», который, по словам владельцев, попал на сайт случайно. Сейчас этот сериал предлагают скачать не менее 20 пиратских сайтов, их к ответственности никто даже не пытается привлечь.

Гадать, как будет в будущем выглядеть рынок онлайнового кино, — дело неблагодарное. По мнению представителей rutracker.org, чтобы понять, каким будет регулирование рынка, надо посмотреть на зарубежные законодательные инициативы в этой области. Пока российские онлайн-пираты неотрывно следят за баталиями американских защитников авторских прав и их противников. Возможно, О’Рейли прав, когда утверждает, что любая компания, которая предоставляет по справедливой цене качественный и доступный онлайновый контент, будет купаться в деньгах. Пока проверить это невозможно: получить преимущество перед пиратами слишком дорого.