Иллюзия выздоровления | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Иллюзия выздоровления

Устраивайтесь поудобнее — это займет немало времени.

Автор: Йенсен Эрик

Иллюзия выздоровления

читайте также

Команда «Go Home»

Марина Иванющенкова

Почему основатели стартапов вынуждены уступать свое место

Тейлор Томпсон

Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

Дерек ван Бевер

Злиться и радоваться умело: эмоции на переговорах

Брукс Элисон

Cейчас биржи всего мира напряженно следят за данными о потреблении американцев. Ведь именно в США началась всемирная рецессия, и сейчас с крупнейшей экономикой связывают надежды на перезапуск всего механизма. Единственный экономический показатель, который может внушить оптимизм, — это уровень сбережений американских домохозяйств (часть дохода работающих, которую не тратят, а откладывают). До кризиса сбережений практически ни у кого не было, но в последние два года доля сбережений стабильно росла и на момент написания этой статьи в среднем составила около 4,8% от дохода. Экономисты и руководители предприятий считают это хорошим предзнаменованием, хотя в краткосрочной перспективе рост накоплений снижает уровень потребления.

Похожие слова я слышу от своих знакомых — топ-менеджеров как частных, так и публичных компаний. Неплохо было бы, если бы уровень сбережений держался в диапазоне 6—8%. Допустим, потребители не вернутся к своей прежней привычке: брать деньги взаймы и тут же тратить их на какие-то покупки. Тогда в один прекрасный день они используют накопления для разного рода приобретений, и для бизнеса настанет звездный час: компании смогут получить изрядную прибыль. Но на самом деле рост сбережений свидетельствует совсем о другом. Не о восстановлении экономики, а скорее о затяжной болезни — лет на десять. Если учитывать, как именно государственная статистика подсчитывает уровень сбережений, то станет ясно: его рост совсем не означает, что денег у людей стало больше. На самом деле потребителям нужно выплачивать все увеличивающиеся кредиты в ситуации, когда занять уже негде. Все это не предвещает особого роста потребления. Компаниям, которые рассчитывали на светлое будущее, стоит побыстрее пересмотреть свои стратегии, чтобы адаптироваться к условиям экономического застоя.

Что снижает уровень сбережений

Уровень сбережений — это один из тех показателей, которыми любят оперировать экономисты, потому что считают его признаком отложенного спроса. История этого индикатора восходит к началу 1980-х. Тогда тремя «китами» экономики стали считать финансы, страхование и недвижимость и наступили два славных десятилетия снижения процентных ставок и роста стоимости активов. Целое поколение людей было воспитано в твердом убеждении: жилье и акции никогда не дешевеют. Тогда стоимость инвестиционных портфелей за год увеличивалась в среднем более чем на 10%, а цены на недвижимость удваивались каждые шесть лет. В таких условиях откладывать 8% дохода казалось бессмысленным. Люди привыкли много тратить и брать в долг немалые суммы. Львиная доля средств уходила на выплаты по ипотеке за непомерно дорогую недвижимость, а сбережения были практически на нуле. Все было неплохо, пока не рухнула стоимость активов. Даже сейчас с трудом верится, что за два года, с конца 2007-го до конца 2009-го, стоимость финансовых активов сократилась на $6,3 трлн, а недвижимости — более чем на $5 трлн.

Распространенная иллюзия о том, что инфляция активов — это те же сбережения, но в другой форме, быстро испарилась. Вместе с этим исчезли миллионы рабочих мест и та часть экономики, которую поддерживал рост долга частных лиц и компаний. Когда люди перестали брать кредиты и тратить, правительство США снизило процентные ставки и закачало в экономику $1,6 триллиона за счет дефицита бюджета. Это стало началом Великой рецессии — именно она и привела к резкому увеличению уровня сбережений, которое мы наблюдаем впервые, с тех самых пор, когда в экономике стали господствовать финансы, страхование и недвижимость.

Шаг вперед, шаг назад

В действительности еще до того, как в 2008 — 2009 годах совокупная чистая стоимость их имущества потеряла целых $11 трлн, у домохозяйств уже были огромные долги. Сейчас они используют свои сбережения, чтобы по ним расплатиться. Люди собирают деньги в кубышку или на банковский счет не для того, чтобы в один прекрасный день выйти на рынки и дать новый импульс к развитию экономики. По сути они финансируют предыдущий кредитный бум, расплачиваясь за прошлые ошибки планирования. Рост уровня сбережений — всего лишь мираж, а нынешний кредитный кризис еще усугубляет ситуацию. Стало намного сложнее получать кредитные карты и автокредиты. Данные Федеральной резервной системы демонстрируют небывалую тенденцию — сокращение этих видов потребительских (возобновляемых) кредитов в годовом исчислении (см. врезку «Похоже на прогресс, но не то»). И это впервые с 1969 года, то есть с тех пор как ведется статистика этого показателя. Таким образом, американцы продолжают выплачивать свои долги и не могут запросто получать кредиты, как прежде. В результате статистика показывает рост доли накоплений, но эта цифра не отражает ситуации. Банки могут вновь ввести более либеральную кредитную политику, и тогда люди смогут и дальше брать деньги и тратить. Но, чтобы от этого был хоть какой-то эффект, потребителям нужно очень разумно тратить деньги, которые они берут в кредит. Вполне возможно, что многие опять бросятся приобретать все, что хочется, и уровень задолженности по потребительским кредитам вновь поднимется, а уровень сбережений вернется к нижней отметке. По моему прогнозу, к концу 2010 года он опустится ниже 3%. Тогда малейшее снижение стоимости активов повлечет за собой долговую ловушку. И вслед за этим вновь начнет расти уровень сбережений, будет ограничено кредитование, а потом опять последуют либерализация кредитования и снижение уровня сбережений. Восстановление будет состоять из серий новых стартов и остановок: многообещающий прогресс и периоды регресса будут сменять друг друга.

Возможно, Соединенные Штаты следуют сценарию, по которым в свое время шла Япония. Эта страна гордилась высоким уровнем сбережений, но затем во времена биржевого бума, он упал. После коллапса, случившегося в 1990 году, уровень сбережений рос еще примерно в течение года. С тех пор Япония вступила в «потерянное десятилетие» и то выходит из рецессии, то вновь возвращается в нее. Что же в итоге грозит американскому бизнесу? На внутреннем рынке появится много потребителей, неспособных покупать столько, сколько прежде. Они погрязнут в долгах и не смогут брать такие крупные кредиты под залог жилья, а высокие цены (например, на энергоресурсы), которые форсировали нынешний финансовый кризис, будут и дальше съедать значительную часть семейных бюджетов. Надежда на реальное восстановление экономики испарится. Рост кредитования приведет к сокращению сбережений, и весь цикл повторится снова. Если уровень сбережений не сможет долго оставаться высоким, чтобы люди выплачивали кредиты и откладывали деньги, то экономика, по мнению Грегори Брауна, «будет годами топтаться на одном месте».

Чего теперь хотят потребители

Поняв, что их дома обесценились, кредиты стали менее доступными и возникли проблемы на рынке труда, а коммунальные платежи растут, люди стали разумнее тратить деньги. Они в первую очередь ценят качество продукта — то есть как бы инвестируют в приобретенные товары и услуги, а не потребляют. Теперь они гораздо реже совершают покупки ради тщеславия. И особенно избегают товаров, которые послужат недолго из-за плохого качества, быстро устареют или выйдут из моды. Как же действовать компаниям? Всячески подчеркивать надежность своих автомобилей, стиральных машин и других дорогостоящих товаров, а также делать акцент на добавленной стоимости, которую обеспечивают договоры на сервисное обслуживание. Продвигать апгрейды компьютеров и периферийных устройств. Обращать внимание потребителей на прочность обуви и одежды. Отмечать долгосрочную пользу для здоровья, которую дают членство в фитнес-клубах и употребление биодобавок. И не забывать о том, что нынешние потребители всегда предпочтут дешевый, но качественный продукт низкокачественному, но престижному.