Эта обманчивая нейрохимия | Большие Идеи

? Феномены

Эта
обманчивая нейрохимия

Рецензия на книгу «Скрытые мотивы. Истинные причины нашего поведения»

Автор: Елена Пименова

Эта обманчивая нейрохимия
GETTY IMAGES / Alashi

читайте также

«Нас мотивирует создание не новой бизнес-модели, а целой индустрии»

Юсеф Хесуани

Почему обмен санкциями между Западом и Россией не страшен (пока)

Саймон Эвенетт

Александр Кравцов: «Иногда лучше принять ошибочное решение»

Кравцов Александр

«Думать о будущем надо было раньше»

Юлия Фуколова

Рецензия на книгу Анжелы Ахола «Скрытые мотивы. Истинные причины нашего поведения». Альпина Паблишер, 2021.

В одном психологическом исследовании испытуемых оставили в полной тишине и запретили им делать что бы то ни было. К каждому был подключен электрошокер, и предварительно все они испытали на себе его действие и убедились, что оно довольно болезненно. Тем не менее, примерно половина участников в ходе испытания предпочли ударить себя током, не вынеся бездействия. Каковы мотивы подобного поведения? Выясняется, что человек часто готов сделать хоть что-нибудь, лишь бы не оставаться наедине со своими мыслями. Многие люди выберут любое, даже неприятное занятие вместо ничегонеделания.

Почему мы ведем себя так, а не иначе? Почему порой отказываемся от важного и выбираем худшую для себя альтернативу? Почему не посвящаем больше времени тому, что нас радует и придает жизни смысл?

Анжела Ахола, доктор психологии из Швеции, консультант известных компаний и шведского парламента, преподаватель и автор нескольких книг, в своем труде «Скрытые мотивы. Истинные причины нашего поведения» исследует, классифицирует и объясняет мотивы, движущие поступками людей. Автор полагает, что, заглянув внутрь себя и проанализировав скрытые причины своих действий, мы сможем помочь себе в трудной ситуации, почувствовать себя увереннее и сильнее, а значит, и счастливее. Понимая природу движущих им сил, человек улучшает отношения с окружающими и с самим собой.

Мотивы, побуждающие нас к тем или иным поступкам, многочисленны, но все они сводятся к трем основным: отношения с другими, утверждение своего статуса и получение знания. У разных людей значимость этих мотивов неодинакова, однако все они в той или иной степени присущи любому. Для каждой личности характерен свой так называемый «разумный уровень реализации»: то, в какой пропорции смешиваются три основных мотива, определяет векторы поведения.

Человек часто становится жертвой тех или иных мотивов, страдая иногда всю жизнь. Как можно обуздать те, что идут вам во вред?

Для начала поймем, в силу каких причин человек оказался во власти внутренних побуждений, которых обычно и не сознает, а если осознает и пытается бороться с ними, то чаще всего проигрывает. Оказывается, всему виной биохимия нервной системы, сформированная в процессе эволюции, задача которой — обеспечить выживание. Три основополагающих мотива тесно связаны с эмоциями, на которые влияет нейрохимия. Вырабатываемые организмом гормоны либо улучшают наше самоощущение (окситоцин, серотонин, дофамин и эндорфины), либо ухудшают его (гормон стресса кортизол). С их помощью природа вынуждает нас совершать поступки, приводящие к ощущению благополучия, и, наоборот, избегать ситуаций, вызывающих стресс.

Получается, что природа сама позаботилась о том, чтобы мы поступали правильно. Отчего же порой мы действуем вопреки своим решениям, во вред себе? Оказывается, с точки зрения эволюции мы ведем себя вполне логично. Дело в том, что человек как вид тысячелетиями развивался в совершенно других условиях, чем мы живем сейчас. Соответственно, и механизмы, управляющие нашим поведением, вырабатывались для выживания в том мире, а не в нынешнем. Наши гены сформировала давно прошедшая эра. Нейрохимия мозга слишком примитивна для современного образа жизни и оттого нередко служит нам дурную службу.

Первый из трех основополагающих мотивов поведения, отношения, эволюционно связан с тем, что люди относительно слабы по сравнению со многими животными, и держаться вместе, действовать сообща было оптимальной стратегией выживания. Мозг научился закреплять стремление к общению, выделяя гормон окситоцин, дающий ощущение благополучия. Всякий раз, когда мы обнимаемся или разговариваем по душам, уровень окситоцина растет, снижая беспокойство и стресс, повышая уверенность в себе, делая нас более отзывчивыми и щедрыми. Вредить же себе, поддаваясь инстинкту единения, мы начинаем тогда, когда стараемся продлевать несчастливые отношения, забывая, что они опаснее, чем одиночество. Возникает так называемая созависимость, когда из двух зол человек выбирает более знакомое, к тому же подкрепляемое на биохимическом уровне.

Мотив статуса тоже появился в процессе естественного отбора. Иерархия благотворна для интересов группы: когда каждый знает свое место в сообществе, общие действия более эффективны, а потому способствуют выживанию как каждого индивида, так и группы в целом. При этом чем выше положение индивида в иерархии, тем больше благ ему достается: на ранних этапах развития вида люди с высоким статусом первыми получали еду, выбирали самое безопасное место для сна и были наиболее привлекательными партнерами. Стремление доминировать подкрепляется выделением серотонина и дофамина, дающих ощущение довольства и счастья, когда цель достигнута. Здесь и скрывается ловушка: иногда жажда высокого статуса ведет по ложному пути. Задумаемся: на самом ли деле мы лучше всего чувствуем себя на вершине статусной горы, а хуже всего — у ее подножия? Положение наверху накладывает столько ответственности, что приходится жертвовать самым важным для многих из нас: общением с любимыми людьми, занятиями, делающими нас счастливыми. Вместо ощущения благополучия человек испытывает постоянный стресс (работать начинает уже кортизол, а не «гормоны счастья»), ухудшается здоровье, страдают близкие. На самом деле, как считают некоторые исследователи, дискомфортнее всего человек чувствует себя на полпути: в современных условиях самый большой стресс испытывают менеджеры среднего звена. Место в иерархии по-прежнему важно для человека, но следует делать поправки на изменившийся мир, окружающий нас, и не повиноваться слепо своим побуждениям.

С эволюционной точки зрения жажда знаний (третий из основных мотивов) более чем оправданна: любознательность помогла человечеству выжить. Познавая окружающий мир, люди научились обращать явления природы себе на пользу. Стремление к познаниям закрепляется удовольствием, которое человек получает, удовлетворяя любопытство: гормон дофамин поступает в мозг всякий раз, как мы получаем ответы на свои вопросы. Оборотная сторона этого удовольствия особенно сильно проявляется в последние годы: огромные потоки информации и быстрый доступ к ней провоцируют постоянное желание легкой подпитки. Возникает зависимость, которая негативно сказывается на когнитивных способностях и приводит к повышению уровня тревожности, что отнюдь не улучшает качество жизни. Получается, что, следуя такому, казалось бы, полезному мотиву, мы наносим себе вред.

Анжела Ахола предлагает множество приемов, с помощью которых можно обратить скрытые побудительные мотивы себе на пользу и снизить их негативное влияние. Главный принцип здесь — умение заглянуть внутрь себя и понять, что руководит нашими действиями, и, наоборот, сделать шаг в сторону, увидеть ситуацию в целом и понять, что именно вам нужно. Необходимо разобраться в приоритетах: что для вас действительно важно и от чего вы бываете счастливым.