Любовь и ненависть к чтению: почему книги необходимы почти так же, как воздух | Большие Идеи

? Феномены

Любовь и ненависть к чтению: почему книги необходимы почти так же,
как воздух

Рецензия на книгу Альберто Мангеля «История чтения»

Автор: Марина Птушкина

Любовь и ненависть к чтению: почему книги необходимы почти так же, как воздух
Gettyimages/Malte Mueller

читайте также

Научиться жить с рисками

Пять неординарных способов перезагрузить мозг

Дэвид Брендел

Нет оправданий для отказа от стратегии

Фрэнк Сеспедес

Составьте список неэтичных поступков, до которых вы не опуститесь никогда

Марк Чассил

Рецензия на книгу Альберто Мангеля «История чтения». Изд-во Ивана Лимбаха, 2020.

Изумившись в возрасте четырех лет обретенному умению обращать линии букв в живую реальность предметов, природы и людей (а позднее и понятий), Альберто Мангель стал ценителем и знатоком книг и великим проповедником погружения в литературу. «Чтение необходимо человеку почти так же, как дыхание», — пишет он в книге, русский перевод которой вышел в издательстве Ивана Лимбаха. Автор «Истории чтения» — настоящий гражданин мира: раннее детство он провел в Израиле, юность в Аргентине, взрослым жил в Италии, Франции, Канаде.

В этой книге чтение — это страсть, одержимость, соблазн, отрада, великая привязанность, акт творения, единственное занятие, дающее человеку независимость от окружающего мира и одновременно теснейшую связь с ним. В предисловии автор упоминает, что первоначально он задумал написать эссе о чтении. Эссе разрослось в обширный труд, но осталось свободным, не обремененным строгой хронологией и научными терминами рассказом обо всем, что связано с феноменом чтения, в котором читатель не тонет, а свободно плывет, причем на большой глубине. В огромный поток фактов, имен, мыслей и выводов вплетены рассказы о том, что и как сам автор читал в течение своей жизни. И не только он сам: мы узнаем, с какой страстью чтению предавались Александр Македонский и Блаженный Августин, Плиний Младший, Уолт Уитмен и Чарльз Диккенс, который каждую публичную читку своих романов подолгу репетировал у зеркала.

В огромном массиве информации о чтении, осмысленном Мангелем, прослеживается одна доминирующая идея, и вовсе не случайно большой раздел книги называется «Власть читателя». Автор убежден, что писатель и читатель суть равновеликие фигуры; что интерпретация, расшифровка книги, «вылущивание из текста каждой крупицы смысла» столь же важно, как и написание книги. «У настоящего читателя миллион автобиографий, потому что в каждой новой книге мы находим что-то от нашей собственной жизни», — передает Мангель слова канадского эссеиста Стэна Перски. Возможность согласиться или не согласиться с героями литературного произведения, по-своему понять, что ими движет, — главная ценность литературы как индивидуального переживания.

И эту ценность могут затоптать официальные и неофициальные цензоры, интерпретирующие книги в своих интересах, подгоняющие их под собственные идеи — пишет Мангель. Он вспоминает свою юность: когда в 1976 году в Аргентине произошел военный переворот и президентом стал диктатор Хорхе Рафаэль Видела, инакомыслящих, в том числе священников, стали бросать в тюрьмы. Их обвиняли, в частности, в том, что они неправильно понимают Евангелие. «Каждый читатель ищет свои прочтения... но каждый читатель может и солгать, подчинив текст доктрине, дурацким законам, личной выгоде, правам рабовладельцев или власти тиранов», — пишет Мангель.

Проникаясь пафосом автора, ловишь себя на мысли: не пора ли написать историю «не-чтения», ведь мы все реже читаем литературу, которой люди наслаждались столетиями?

Впервые термин «не-чтение» прозвучал в Нобелевской лекции Иосифа Бродского в декабре 1987 года. «… не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не цензурные ограничения… и не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей». Почему Бродский считал «не-чтение» преступлением? Прежде всего потому, что самосознание нации, общая система ценностей, социальное поведение и культурный код общества и каждого человека формируются в первую очередь гуманитарными науками, курсами литературы и истории. Помните Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал»?

Слова нобелевского лауреата, звучавшие 33 года назад алармизмом, сегодня стали сбывшейся реальностью. Любой библиотекарь, продавец книг, учитель литературы или родитель знает, насколько упал и продолжает падать интерес к чтению художественной литературы. Авторитетные социологи Лев Гудков и Борис Дубин в книге «Социология литературы», трактуя эту проблему, высказывают интересные, хотя не всегда бесспорные предположения о возможных причинах нынешнего «ухода читателя». Что аудиовизуальные источники информации и удовольствий: радио, сериалы, социальные сети «теснят» письменную культуру — факт очевидный. А вот предположение Льва Гудкова о том, что российский читатель, в перестройку сполна напитавшийся книгами, запрещенными в СССР, в 1990-х отшатнулся от чтения «фикшн» из-за мелкотемья и примитивности тогдашних сюжетов, представляется спорным: люди стали меньше читать во всем мире. Книга Мангеля написана в конце 1990-х, и хотя он, как любой страстно верующий человек, не верит, что его кумир — книга — когда-нибудь исчезнет, пройти мимо того, что, мол, «кто-то предрекает книгам скорую смерть», он тоже не может.

Мы помним, что классические произведения советского периода — «Тихий Дон» Шолохова, романы Булгакова и поэма Блока «Двенадцать» — были написаны и изданы практически «по горячим следам» событий. Ничего подобного не появилось в 1990-е. Так что, может быть, философ и социолог Гудков прав, обвиняя писателей, что те не сумели создать героев, осмысляющих по-настоящему глубоко российские национальные катаклизмы последних десятилетий. Что это? Робость? Бесталанность? Ясного ответа пока нет.

Нельзя сказать, что интерес к литературе утрачен. Книги и публичные лекции самого популярного сегодня в России толкователя текстов Дмитрия Быкова собирают огромную аудиторию, причем, по моим наблюдениям, больше всего среди его слушателей представителей технической интеллигенции.

Несомненно, каждому человеку, заботящемуся о качественном функционировании своего мозга, нужно знать, что, по мнению нейропсихологов, только постоянный тренинг включенности воображения, переводящего письменные символы в визуальные образы предметов и явлений, способен поддерживать и обогащать высшую нервную деятельность. Такую гимнастику уму дает именно чтение художественной литературы, причем не ее «нижнего этажа», так называемой массовой литературы, а классики прошлых эпох и новейшие произведения — то есть книги, которые читают, обсуждают, осмысляют в разных странах и социумах.

А начать можно вот с чего: каждый год прочитывать лауреата Нобелевской премии по литературе. В 2019 году ее решили не присуждать, а в 2018-м премию получила польская писательница Ольга Токарчук. Что мы знаем о ней? А ведь книги ее переведены, лежат на полках книжных магазинов. А несколькими годами ранее лауреатами были Светлана Алексиевич, Боб Дилан. Сколько было споров, возражений, недовольств! Если читать из года в год лауреатов, можно создать для себя литературную картину современного мира, его проблем, вызовов, стилевых изгибов. Чем не путь борьбы с умственным и культурным застоем?

Об авторе. Марина Птушкина — филолог.