Оклеветанное человечество: как цивилизация превращает добрых людей в хищников | Большие Идеи

? Феномены

Оклеветанное человечество: как цивилизация превращает добрых людей
в хищников

Рецензия на книгу «Humankind: a Hopeful History»

Автор: Екатерина Вишневецкая

Оклеветанное человечество: как цивилизация превращает добрых людей в хищников
Александр Байдин

читайте также

Четыре шага, которые помогут сделать себя и других стрессоустойчивыми

Пол Бартон,  Стивен Стайн

«Мы должны иначе делать деньги»

Ади Игнейшес

Что делать, если ваши сотрудники еще не вакцинировались от коронавируса

Артем Кумпель

Забытый аспект разнообразия

Пол Инграм

Рецензия на книгу Рутгера Брегмана «Humankind: a Hopeful History». Little, Brown and Company, 2020.

По своей природе люди дружелюбны и любознательны, любят учиться, играть и общаться — но так называемые законы цивилизованного общества способны сделать из нас бездушных негодяев.

Голландец Рутгер Брегман, автор бестселлеров и вирусных видео, известный своими резкими высказываниями о несправедливости современной экономики, в новой книге «Humankind: a Hopeful History» страстно защищает радикальную идею: люди добры, разумны и неагрессивны, они рождены, чтобы помогать и заботиться о ближнем. Его жизнеутверждающий взгляд столь привлекателен, что читатель азартно следит за новым и новым снятием несправедливых обвинений homo sapiens, пущенных в ход историками, психологами и антропологами.

Череда оправданий человечества начинается с блистательного анализа прославленного романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Миллионы читателей видят в этой истории подтверждение представлений о человеке как о хищном звере, лишь слегка прирученном законом и цивилизацией. Брегман рассказывает, что еще в юности, прочитав эту книгу, он задался вопросом, а как повели бы себя подростки в реальности? И ему удалось отыскать историю о мальчиках, оказавшихся на необитаемом острове в 1966 году. Больше года они поддерживали огонь, выращивали овощи и не обижали друг друга, установив разум­ные правила, позволившие им выжить и вернуться домой друзьями.

В противопоставлении двух взглядов на натуру человека — зверь, обузданный рамками социума, либо доброе и разумное существо, напрочь испорченное цивилизацией, Брегман решительно выбирает второе. Начав с доисторического человека, он доказывает, что кровавые истребления одного племени другим, людоедство и прочие почерпнутые из археологических и антропологических источников интерпретации — сказки на потребу публики. По своей природе Homo puppy (так Брегман предлагает называть человека) общителен и дружелюбен. Собиратели и охотники жили свободно и счастливо — до тех пор, пока не произошел трагический переход к оседлому существованию и земледелию. «Мы не созданы для тесноты, тяжелой работы и постоянного совместного существования, но попали в ловушку оседлости», — утверждает он.

Все, что возникало с развитием государства, — деньги, письменность, суд, было задумано как инструмент подавления свободы. Брегман хочет, чтобы мы помнили: Платон и Аристотель верили, что без рабства не будет цивилизации, а самые ранние памятники письменности — вовсе не любовные поэмы или саги, а длиннейшие списки долгов. Первые писаные законы полны жестокости и наказаний за попытки освободиться от рабства — закон и был создан для закабаления людей.

Еще Бенджамин Франклин писал о преимуществах жизни «дикарей» перед цивилизацией. Из истории Соединенных Штатов мы знаем, что сотни колонизаторов, особенно женщин, уходили жить к индейцам и отказывались возвращаться в лоно цивилизации. В племенах они чувствовали себя свободными от навязанных жестких ограничений.

Дало ли государство людям что-нибудь, кроме жестоких законов, подавления, неравенства и войн? Да, дало, соглашается Брегман, но тут же напоминает, что всего два с небольшим века назад — перед Великой французской революцией — 90% человечества было занято обработкой земли, и лишь каждый пятый не испытывал жесточайшей бедности. Образно говоря, только последние два века можно считать хоть сколько-нибудь приемлемыми: люди победили множество болезней, а уровень бедности снизился до 10%.

Возможно ли, что мы на протяжении столетий действуем исходя из ошибочных представлений о человеке? Это один из главных вопросов книги, и на него автор отвечает однозначно утвердительно.

Брегман ставит себе почти неисполнимую задачу: перевернуть с ног на голову всю историю человечества, переобъяснив огромное количество мелких и крупных событий. Он откровенно говорит, как трудно было разобраться со многими бытующими мнениями и интерпретациями, и в какой-то момент его усилия захватывают до такой степени, что читатель испытывает волнение, как при чтении детектива. Как автор на этот раз разоблачит историков и найдет оправдание массовой жестокости? Конечно, самый драматичный и захватывающий читателя момент наступает, когда автор добирается до событий Второй мировой войны.

Говоря о военных преступлениях, автор исходит из того, что на совершение ужасных поступков человека толкает, прежде всего, эмпатия, желание быть вместе с друзьями, знаменитое военное братство, а также ксенофобия, которая является оборотной стороной страсти людей к обществу и одобрению себе подобных. Эмпатия и ксенофобия — два важных проявления человеческой природы: мы нуждаемся в поддержке своей группы и готовы защитить ее от чужаков.

Желание человека возвыситься над другими Брегман рассматривает как следствие серьезных изменений личности. Автор книги приводит череду доказательств того, что мы и так знаем, наблюдая различных боссов: любая, даже минимальная власть меняет человека. Для всех социопатов во власти, будь то диктатор или главарь террористической организации, характерны жажда повиновения, параноидальный или нарциссический тип личности, склонность к манипуляции и эгоцентризм. Судебный процесс над нацистским преступником Эйхманом привел философа Ханну Арендт к идее о «банальности зла». Для Брегмана зло не может быть банальным. Ссылаясь на ставшие недавно доступными архивные материалы, он показывает, что Эйхман был закоренелым фанатиком, последовательным фашистом, а вовсе не слепым исполнителем, каким он стремился выглядеть на суде.

Брегман не ограничивает себя историческими примерами, его задача апологии человека шире, поэтому в последней части он обращается к современному состоянию общества. Он атакует современную систему менеджмента, которая исходит из того, что человек готов работать лишь в ожидании поощрения или наказания. Бонусы и штрафы, а также усложнение систем оплаты труда разрушают естественное желание людей приносить пользу и помогать другим, пишет автор. Отношение к трудящемуся человеку как к подозреваемому, желание полностью контролировать его на рабочем месте приводит к плачевным результатам: отсутствию инициативы, безразличию, обесцениванию работы.

Поразительный успех 32-летнего автора можно приписать двум обстоятельствам. Во-первых, его книга последовательно вселяет в нас надежду, которую у нас отняли так давно. Надежду на то, что впереди — золотой век, а не железный. Во-вторых, это серьезное исследование, которое преисполняет читателя уважением к собственной эрудиции и способности следить за мыслью автора сквозь эпохи, факты, философские системы и научные теории. Наследник Руссо и Толстого, Брегман не просто автор еще одной популярной книги. Он создатель теории нового устройства общества, где наши достоинства, которые он с такой страстью отстаивает, наконец позволят нам создать справедливый мир.

Об авторе. Екатерина Вишневецкая — соучредитель «Нашей школы».