«Статистике и чужим данным вообще доверять нельзя»
От редакции. renchen.ru расспросил главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова о взаимоотношениях в триаде «Власть — народ — пресса» в период длительных бедствий, таких как нынешняя пандемия. Ниже отредактированные выдержки из этого интервью.
По вашему опыту, насколько полно и достоверно власти информируют нас о катастрофах и бедствиях?
В эпоху, когда все врут ради собственных интересов, статистике и чужим данным вообще доверять нельзя. Наше издание верит только глазам и опыту своих корреспондентов. Именно поэтому в «Новой газете» мы создали собственную службу больших данных. За ситуацией с лесными пожарами, например, наши специалисты следят по данным космической съемки. Обобщая их, мы видим реальную картину.
А как народ реагирует на информацию, исходящую от властей?
У нас народ «бюджетный». В школах и больницах, в науке и искусстве, в промышленности и на транспорте государство является работодателем. Поэтому линия поведения у власти, как у начальника: она дает указания, народ отвечает «да», получая столько информации, сколько ему положено.
Но за последний месяц что-то изменилось. Люди больше не хотят, чтобы к ним относились, как к клеточкам в штатном расписании, что заметно по огромному объему рефлексии. И власти в такие периоды разговаривают с людьми несколько иначе. И еще один показатель изменений: Путин дал самостоятельность регионам. Невозможно ведь понять, зачем Якутии, где плотность населения один человек на два километра, сидеть на домашнем карантине.
На Западе политики очень боятся обидеть избирателей, а если им случается обвинить какую-то группу населения, СМИ не дают им спуска. Мэр Москвы Сергей Собянин связал рост заболеваемости COVID-19 c поведением простых людей, и СМИ на это не среагировали.
Для нашей газеты права человека всегда были центральной категорией. Но сейчас я говорю: права человека не должны быть выше права врача на жизнь. И если кто-то, отрицая все нормы дистанцирования, устраивает массовые пляски во дворе, окруженном многоэтажками, его поведение не просто безответственное, но и преступное.
Во времена бедствий трудно не совершать ошибок. Их делают и чиновники, и обычные люди. На чьи прегрешения СМИ обрушиваются чаще?