читайте также
Мир дизайна обсуждает уход Джонатана Айва из Apple. Большинство разговоров связано с его вкладом в дизайн продуктов Apple: он придавал форму тем вещам, которые мы стремимся заполучить и которые мы покупаем. Но в своих размышлениях о последствиях этой новости я пришел к выводу, что меня больше впечатляет не возможное влияние ухода Айва на корпорацию Apple, а то, насколько увеличивается разрыв между потреблением и производством вещей.
В английском языке «дизайн» — это и существительное, и глагол. На протяжении почти столетия мы наслаждаемся культурой потребления, которая привносит предметы дизайна в нашу жизнь. Предметы дизайна — это образцы удобства, функциональности и привлекательности. Это самые разные вещи: стулья, обувь, кухонные плиты, автомобили. Такие китчевые фразы, как «Форму определяет функция» Луи Салливана и «Форма следует за эмоцией» Хартмута Эсслингера, усиливают представление о том, что, хотя форма предмета может быть обусловлена полезностью или ощущениями, в конечном счете наше суждение о нем будет основываться на его внешнем виде. Когда мы что-то покупаем, мы делаем заявление. Мы говорим: «Я успешен, потому что я могу себе это позволить» и «У меня прекрасный вкус, потому что у меня есть эта замечательная вещь». Владение чем-то красивым создает эффект социальной проекции: если у меня есть красивая вещь, то я тоже могу быть красивым.
Дизайн как глагол — это процесс создания вещей. Иногда этот процесс связан с любопытством и исследованием материала, как, например, в работах Рэя и Чарльза Имзов. Иногда цель процесса — решение некой проблемы, о чем свидетельствует популярность дизайн-мышления. А в каких-то случаях этот процесс касается всеобъемлющей демократизации, как, например, в концепции совместного дизайна. Этот подход зародился у скандинавов: в нем полномочия по генерированию творческих идей передаются от внешнего источника замысла непосредственно людям, использующим затем конечный продукт.
Когда ты сам принимал непосредственное участие в дизайне, это воодушевляет. В разгаре творческого процесса мы отключаемся от реальности, забываем о своих проблемах, заботах и даже о своих целях. Мы оказываемся в потоке, и в этом потоке мы растем. «Создавать вещи» — это то, чем может заниматься каждый. Люди, которые обучены такому процессу, как Айв, делают это намного лучше остальных. Но даже не самым талантливым и опытным из нас творческий процесс (именно процесс, а не результат) приносит пользу. Когда мы творим, мы осознаем свою независимость и власть. Там, где не было ничего, теперь что-то появилось.
Продукты, разработанные в Apple под руководством Айва, всей своей красотой и интеллектуальной проработкой демонстрируют, что дизайн — это способность удивительных людей создавать удивительные вещи. Вознося телефоны, планшеты и мониторы на вершину великолепия, мы усиливаем элитарность дизайна, соглашаясь с тезисом о том, что создавать вещи могут лишь избранные, а все остальные должны их просто покупать». Так мы воспринимаем идеи Карима Рашида, Майкла Грейвса, Филиппа Старка и, конечно же, Стива Джобса.
Но мы все можем создавать вещи. Давайте отдадим должное наследию Айва, не фокусируясь на созданных им вещах, а вдохновляясь его дизайнерским талантом. Давайте отложим свои кошельки и тоже что-нибудь создадим.
Об авторе. Йон Колко (Jon Kolko) — партнер в консалтинговой компании Modernist Studio в Остине, основатель Остинского цента дизайна, автор книги «Well-Designed: How to Use Empathy to Create Products People Love».