читайте также
Несомненно, каждый хочет быть счастливым. Но чего именно хотят люди? Испытывать счастье каждую секунду? Или оглядываться назад и вспоминать счастливые моменты? Нобелевский лауреат Даниэль Канеман описал эти две модели счастья как «счастье в жизни» и «счастье относительно жизни» Спросите себя, какого счастья вы ищете.
Может показаться, что такое разграничение бесполезно, ведь счастливое время и остается таким в нашей памяти. Провести вечер в компании друзей с вкусным ужином и вином — это замечательно, и воспоминания об этом тоже будут приятными. Точно так же нам может быть приятна работа над интересным проектом с любимыми коллегами, и мы будем радостно вспоминать о нем.
Но ощущения и воспоминания не всегда совпадают. Пролежать на диване перед телевизором может быть прекрасно, однако это время ничем не запомнится, а возможно, даже будет вызывать чувство вины. Поход с детьми в зоопарк может быть омрачен кучей мелких неприятностей, но благодаря одному радостному моменту весь день останется в памяти счастливым воспоминанием. Не очень-то весело целую неделю допоздна задерживаться на работе, но увидев результаты своих трудов, вы будете с гордостью вспоминать об этом времени.
Исследователи счастья уже давно пытаются разобраться, какую форму счастья следует измерять и к чему стремиться, но никто не догадался просто спросить у самих людей, какого счастья они ищут. Чтобы найти способы стать счастливыми, будет полезно понять, какого именно счастья мы хотим.
В ряде исследований, недавно опубликованных в The Journal of Positive Psychology, мы попросили тысячи людей (в возрасте от 18 до 81 года) рассказать, что они предпочитают — испытывать счастье или вспоминать о пережитом счастье. Мы обнаружили, что предпочтения разнятся в зависимости от длительности рассматриваемого периода и от культурной принадлежности человека. Представители западной культуры в основном хотели разных вещей, когда речь шла о завтрашнем дне и о жизни в целом, несмотря на то, что жизнь человека складывается из отдельных дней. Это любопытно, ведь если люди будут принимать решения, исходя из своих желаний на данную минуту, они могут прийти к совершенно иному счастью в жизни, чем изначально хотели.
В ходе одного исследования мы попросили 1145 американцев выбрать между ощущением счастья («когда вы испытываете счастье в тот или иной момент») и воспоминаниями о счастье («когда вы вспоминаете о чем-то и испытываете счастье») в рамках длительного периода (например, жизни в целом или следующего года) или более короткого времени (например, следующего дня или часа). Большинство участников выбрали ощущение счастья, а не воспоминания, когда дело касалось целой жизни (79%) или следующего года (65%). Напротив, примерно одинаковое количество участников выбрали ощущение счастья и счастливые воспоминания, когда речь шла о следующем часе (49%) или дне (48%). На результаты не повлияли общий уровень счастья, импульсивность, возраст, доход, семейное положение или наличие детей.
После того, как участники сделали свой выбор, мы попросили их написать несколько строк и объяснить его. Мы увидели, что те, кто склонялся в сторону переживания счастья, придерживались философии carpe diem — верили, что нужно «ловить момент», потому что будущее неясно, а жизнь коротка. И наоборот, участники, которые предпочли воспоминания, объясняли свой выбор желанием продлить счастливое время, сохранить в памяти приятные моменты или запомнить ощущение удовлетворения и гордости за свои достижения, чтобы стремиться к нему в будущем.
Люди больше философствовали, когда их просили задуматься о длительном периоде, например, о жизни в целом, и хотели переживать больше счастливых моментов. Но когда они задумывались о следующем дне или часе, многие, как праведные пуритане, были готовы отказаться от моментов счастья и вкладывать в настоящее, чтобы в будущем иметь возможность насладиться счастливыми воспоминаниями. Конечно, в определенные периоды жизни такая позиция оправдана. Но злоупотреблять этим нельзя, поскольку можно перестать замечать счастливое время. «Непойманные» моменты накапливаются и вскоре могут помешать жить счастливой жизнью.
Чтобы подтвердить наши выводы, мы провели еще несколько исследований. В одном из них мы давали людям разные определения памяти о счастье, чтобы понять, влияет ли понимание термина на результаты. В другом исследовании мы называли разные периоды наступления счастливого часа («один час сегодня» или «один час в далеком будущем»), чтобы понять, влияет ли близость события или нетерпение человека на его предпочтения. В обоих случаях эти условия не повлияли на результаты: выбирая счастье на всю жизнь, большинство участников остановились на ощущении счастья, а не воспоминаниях; выбирая счастье на час, участники разделились примерно поровну.
И, наконец, мы хотели проверить, распространяются ли наши наблюдения только на американцев или на представителей других культур тоже. Около 400 участников из западных стран (Англии и Нидерландов) и 400 представителей восточной культуры (из Китая и Японии) получили такие же варианты выбора между переживанием счастья и воспоминаниями о нем со сроком на ближайший час и на всю жизнь.
Как и американцы, выбирая счастье на всю жизнь, большинство европейцев (65%) предпочли ощущения воспоминаниям. Что касается счастья на следующий час, пуританский дух взял свое, и большинство (62%) выбрали воспоминания, а не ощущения.
Напротив, люди Востока выбирали один тип счастья независимо от временных рамок. Большинство предпочли ощущение счастья воспоминаниям, независимо от того, касалось ли дело целой жизни (81%) или следующего часа (84%). Почему так? Мы думаем, на столь четкий выбор участников из Китая и Японии повлияли тысячелетние религиозные традиции, которые учат осознавать и ценить каждый момент в настоящем.
В ходе исследований мы попросили тысячи людей сделать выбор между двумя моделями счастья. Оказалось, выбор зависит от того, задумывается ли человек о коротком периоде или о жизни в целом, а также от культурной принадлежности. Хотя стремление к счастью — важный аспект нашей жизни и неотъемлемое право каждого человека, люди на удивление легко переключаются с одной модели счастья на другую.
Нужно отметить: хотя наше исследование помогает понять предпочтения людей относительно той или иной модели счастья, оно не дает рекомендаций, к какой из них нужно стремиться. Однако результаты говорят о том, что представители западной культуры, которые планируют жизнь день за днем или час за часом, скорее всего, придут к иному счастью, чем представляют себе. Мы все слишком заняты и порой отказываемся от возможностей, желая постоянно чувствовать себя счастливыми. Но если вы хотите прочувствовать каждый счастливый момент в своей жизни, дважды подумайте, прежде чем лишать себя этой возможности.
Об авторе. Кэсси Могильнер Холмс (Cassie Mogilner Holmes) — преподает маркетинг и психологию принятия решений в Школе менеджмента Андерсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Изучает вопросы счастья, особое внимание уделяет роли времени.