Уроки креативности: как нужно учить и воспитывать современных детей | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уроки креативности: как нужно учить и воспитывать
современных детей

Десять советов ученикам, учителям и родителям

Автор: Митчел Резник

Уроки креативности: как нужно учить и воспитывать современных детей
Abigail Miller / Unsplash

читайте также

Как брендинг и performance-маркетинг могут работать сообща

Джим Стенгел,  Кейт Ламбертон ,  Кен Фаваро

Как не нужно ставить цели

Дик Грот

Взгляните критически на вашу программу развития лидерства

Гаррисон Монарт

Михай Чиксентмихайи: «Если ваша единственная цель — победить, считайте, что вы уже проиграли»

От редакции. Почему родители и учителя губят творческий потенциал детей? Как сделать ребенка полноправным членом креативного общества? Чем детский сад лучше школы, и как остаться в нем на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы в книге «Спираль обучения. 4 принципа развития детей и взрослых» дает Митчел Резник, руководитель исследовательской группы в Медиалаборатории Массачусетского технологического института, которая изобрела язык программирования для детей Scratch. Мы публикуем несколько интересных фрагментов из этой книги, перевод которой вышел в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Сто языков

В последние десятилетия много говорилось о переходе от индустриального общества к обществу информационному. И теперь информацию, а не природные ресурсы, как это было раньше, считают силой, которая движет вперед экономику и человечество в целом. Кто-то предпочитает именовать нынешнюю эпоху обществом знаний, имея в виду, что информация приносит пользу, только если трансформируется в знания.

В этой книге я привожу доводы в пользу иной концептуальной основы, называемой креативным обществом. Темпы перемен в мире все возрастают, а значит, нам надо научиться быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. В будущем основой успеха для всех — для отдельных людей, сообществ, компаний, для целых стран и народов — станет способность креативно мыслить и креативно действовать.

Переход к креативному обществу — это стоящая перед нами необходимость, но одновременно и шанс. Сегодня одна из самых насущных задач человечества — помогать подрастающему поколению развивать творческое мышление, чтобы подготовить его к жизни 162 в стремительно меняющемся мире. В то же время переход к креативному обществу — это возможность привить людям более гуманистический набор ценностей. Лучше всего мы подготовим сегодняшних детей и подростков к жизни, если предоставим им все необходимое для занятий тем, что их вдохновляет и к чему у них лежит душа, если позволим им исследовать собственные идеи, развивать собственную индивидуальность. Лично я считаю, что такие ценности были бы нелишними в любую эпоху, но в наши дни они приобретают исключительное значение.

Воспользоваться преимуществами, которые дает переход к креативному обществу, мы сможем, только если сорганизуем все социальные группы: родителей, учителей, проектировщиков и дизайнеров, политиков и самих детей. Как это сделать? За вдохновением и хорошими идеями я отправился в небольшой итальянский городок Реджо-нель-Эмилия, где выстроена целая сеть яслей и детских садов, дающих некоторое представление о возможностях креативного общества.

Глубокое уважение к способностям ребенка — вот главный принцип подхода к обучению, который избрали в Реджо-нель-Эмилии. Школы устроены так, чтобы поддерживать и фиксировать достижения детей, когда те исследуют и познают мир. Побывав в классе одной из школ городка, я увидел стол, уставленный стопками увеличительных стекол, микроскопами и веб-камерами, с помощью которых ученики изучали клеточное строение растительных организмов — салата-латука и прочих овощей. На другом столе была разложена внушительная коллекция карандашей, маркеров и поделочных материалов: все это шло в ход, когда дети делали зарисовки городских пейзажей, а после, сверяясь со своими рисунками, мастерили макеты. В другом классе ученики занимались изучением дождевых червей, которых нашли в поле неподалеку от школы: когда я зашел, малыши составляли длинный список всего, что узнали об этих существах.

В школах Реджо-нель-Эмилии дети и учителя постоянно документируют все, что было сделано, и вывешивают свидетельства достижений на стенах класса, чтобы все могли видеть. Эта часть учебного процесса здесь называется «выставлять на вид». Документирование служит нескольким целям: поощряет детей обдумывать свою работу, помогает учителям лучше вникнуть в то, как мыслит каждый ученик, и показывает родителям (когда те посещают классные комнаты), над чем работают их дети. Школа видит в родителях партнеров по общему делу, их приглашают участвовать во всех составляющих образовательного процесса.

Некоторые задокументированные работы публикуются в форме книг: это позволяет педагогам, родителям и исследователям по всему миру изучать уникальный опыт. Например, в одной книге собраны материалы, которые отражают, как дети постигали феномен тени от физических предметов. В книге множество фотографий, показывающих, как дети смотрят на тени от разнообразных предметов, как играют с ними, как исследуют, какие тени могут отбрасывать объекты разной формы и как меняются тени в течение дня. В книгу помещены также детские рисунки, изображающие разные предметы с тенями, и там же приводятся объяснения маленьких исследователей, почему тени такие, какими они их нарисовали, и как они вообще образуются. В название книги вынесен восхитительно глубокомысленный вывод, сформулированный кем-то из детей: «Тень есть у всего, кроме муравьев».

Нередко группы здешних детей привлекают к участию в длительных проектах, проводящихся совместно с какими-либо организациями. В мою первую поездку в Реджо-нель-Эмилию, это было в 1999 году, одна группа детсадовцев как раз занималась годичным проектом: дети придумывали, как украсить главный занавес городского оперного театра, расположенного в нескольких кварталах от их садика. Они провели несколько недель в театре, чтобы вдоль и поперек исследовать его внутри. В итоге дети решили украсить занавес изображениями растений и жуков — отчасти из-за того, что красивых цветов в театре оказалось не меньше, чем в оранжерее, и они очень понравились малышам. А идею с жуками кто-то придумал, вдохновившись вышедшим незадолго до тех событий мультфильмом «Приключения Флика». Под присмотром учителей и с их помощью дети изучали понятия превращения и метаморфозы: как семена становятся растениями и как из гусениц получаются бабочки.

За время проекта дети нарисовали сотни рисунков растений и жуков, отсканировали, на компьютере сложили из них разные узоры, а затем сделали крупномасштабные копии. Под конец года они снова отправились на несколько недель в театр, чтобы украсить своими рисунками занавес. Проект послужил примером того, как можно сделать детей активными участниками жизни местного сообщества. В рамках другого проекта, проводившегося совместно с администрацией городских парков, ребята разработали дизайн и изготовили макеты фонтанов с чашами-купальнями для птиц. «Дети у нас — с рождения полноправные граждане», — говорит Карла Ринальди, инициатор множества образовательных начинаний в Реджо-нель-Эмилии. В этом замечательном городе убеждаешься в правоте пословицы о том, что нужна целая деревня, чтобы воспитать одного ребенка; впрочем, здешний пример живо подтверждает и обратное: чтобы воспитывать деревню, нужен каждый ребенок.

Основы реджио-подхода (так его называют) к образованию заложил педагог, психолог и организатор образования Лорис Малагуцци, работавший в школах Реджо-нель-Эмилии с 1960-х до 1990-х годов. Одна из ключевых идей, которые горячо исповедовал Малагуцци, состоит в том, что детям доступно множество разнообразных способов познания мира и выражения себя. Вот как Малагуцци сказал об этом в стихотворении «Сто языков»:

У ребенка
Сто языков,
Сто рук,
Сто мыслей,
Сто способов думать,
Играть, говорить.

Малагуцци резко критиковал школьную систему за то, что традиционная педагогика ограничивает воображение и креативность детей.

У ребенка
Сто языков
(И еще сотни, и сотни, и сотни),
Но у него отнимают девяносто девять из них.
Школа и культура
Разделяют ему голову и тело.
Они велят ему
Думать без рук,
Делать без головы,
Слушать и помалкивать,
Понимая, не радоваться,
А восторгаться и любить
Лишь на Рождество и Пасху.

Малагуцци адресовал свои педагогические идеи в первую очередь яслям и детским садам, тем не менее реджио-подход приносит пользу обучающимся любого возраста. Нам нужно поддерживать эти сто языков (и еще сотни и сотни) у каждого и повсюду.

Идеи Малагуцци не так-то просто воплотить в жизнь. Джон Дьюи, пионер движения за прогресс в образовании, писал, что его собственный подход «прост, но не легок», имея в виду, что его достаточно просто описать, но трудно воплотить. То же можно сказать о реджио-подходе — равно как и о модели четырех «П» обучения через творчество.

Путь к креативному обществу не будет простым, не будет прямым и гладким, как шоссе. Чтобы преодолеть его, нам потребуются спутники — множество людей и их поддержка в самых 166 разнообразных аспектах. В трех следующих разделах я объясняю, как мы все — учащиеся, родители, педагоги, разработчики — можем содействовать переходу к креативному обществу и поддерживать свои успехи на этом пути.

Десять советов обучающимся

Создавая проекты, дети осваивают навыки применения определенных инструментов и технологий — но что еще важнее, они осваивают стратегии работы над творческими проектами вообще. Для этого раздела я сперва набросал перечень стратегий обучения через творчество, но потом, просматривая свои старые черновики, наткнулся на похожий список, когда-то составленный самими детьми. И знаете, он понравился мне гораздо больше, чем мой собственный! Так что я решил взять за основу этого раздела именно детский список.

Расскажу, откуда он взялся. В Бостонском музее науки Бахтияр Михак проводил мастер-класс по робототехнике для двенадцатилетних подростков. Весь день они сооружали роботов, используя наши прототипы. Под конец занятия, когда все уже успели показать свои работы и обсудить их с остальными, Бахтияр попросил написать несколько советов ребятам, которые придут на мастер-класс на следующий день. Именно эти советы (снабженные моими комментариями) я и предлагаю вашему вниманию.

1. Начинай с простого. Казалось бы, очевидная вещь, но остается лишь удивляться, как часто люди пренебрегают ею. Когда начинающие на сайте Scratch делают первые проекты, они обычно сразу начинают громоздить один на другой множество скриптов, причем довольно сложных, и даже не пробуют сначала испытать хотя бы один из них, чтобы выяснить, как он работает. Сам я, когда делаю Scratch-проект, всегда начинаю со скрипта попроще, обязательно удостоверяюсь, что он работает так, как мне надо, затем постепенно усложняю программу, тестируя каждую новую версию. На семинарах и мастер-классах я призываю участников следовать нехитрой стратегии: начинайте с чего-нибудь попроще, испытайте, как оно работает, и, если будете удовлетворены, постепенно достраивайте, усложняйте и совершенствуйте свое творение. Этот подход применим не только к Scratch-проектам, но и к проектам любого типа.

2. Работай над тем, что нравится. Моя коллега Натали Раск любит повторять, что интерес — это природный ресурс, подстегивающий обучение. Когда работаешь над проектами, за которые болеешь душой, тебя от них за уши не оттащишь, и никакие трудности тебя не остановят. А еще у тебя есть мощный стимул изучать новые вещи. Натали приводит в пример своего младшего брата: ребенком он очень любил музыку, и это побудило его не только научиться играть на нескольких инструментах, но также освоить электронику и акустику (чтобы записывать, усиливать и обрабатывать звуки). Взаимосвязь между обучением и мотивацией действует в обоих направлениях. Как написал ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс, «образование — это не заполнение ведра водой, а зажигание огня».

3. Не представляешь, что делать, — играй. Начинать новый проект всегда страшновато: чувствуешь ступор перед чистым листом бумаги, смотришь — и не знаешь, что хочешь написать. Но не стоит отчаиваться: совершенно нормально, когда в начале пути у тебя нет ни цели, ни плана. Случается, что самые яркие идеи приходят, когда с чем-то возишься и играешь просто так. Попробуй использовать свои инструменты и материалы как-нибудь по-новому. Поищи необычное применение повседневным вещам. Почуди с ними — сделай что-нибудь, кажущееся глупым или странным. Если что-то зацепит внимание, сосредоточься и поисследуй это. Позволь своему воображению вести и направлять тебя. Следуя за ним, в конце концов ты придешь к новым целям и планам — а может, даже откроешь для себя новые увлечения.

4. Не бойся экспериментировать. Учиться выполнять инструкции, безусловно, полезно. Неукоснительно следуя им, соберешь мебель из IKEA, приготовишь хорошее блюдо, и, скорее всего, в школе у тебя не будет проблем. С другой стороны, если ты всегда следуешь указаниям, тебе никогда не создать ничего по-настоящему креативного или инновационного. Столкнувшись с необычной ситуацией, ты растеряешься, когда увидишь, что инструкции тут не работают. Чтобы научиться творчески мыслить, требуется готовность экспериментировать, пробовать новые вещи, пренебрегать общепринятым мнением. Когда меняешь кулинарный рецепт, появляется вероятность, что дело кончится загубленным обедом, но может получиться и что-то очень вкусное.

5. Найди друга, чтобы работать вместе и обмениваться идеями. Работать сообща можно множеством способов. Можно за компанию делать какой-либо проект или просто обмениваться идеями, в то время как каждый трудится над чем-то своим. Можно черпать вдохновение у человека, даже не общаясь с ним. Можно собрать небольшую команду или влиться в большую. Можно стоять во главе коллектива или вносить небольшую посильную лепту. В процессе обучения пригодятся все виды и способы обмена и сотрудничества. Социальный антрополог Джин Лэйв и педагог-теоретик Этьен Венгер ввели в оборот термин «легитимное периферийное участие» для обозначения постепенного подключения к незнакомому сообществу: сначала новичок участвует в самых простых формах обмена и сотрудничества, а затем приобретает в сообществе все более важную роль.

6. Копировать чужое не возбраняется (показываю на примере). Я сам недавно воспользовался этим советом. Как было сказано ранее, я решил взять за основу раздела список, составленный участниками мастер-класса. Некоторые считают, что копировать — примерно то же, что воровать или мошенничать. На самом деле нет. Копировать — это нормально, если ты должным образом указал источник заимствования (как это сделал я в начале раздела) и добавил от себя какие-то идеи, развивающие первоначальную (я, например, комментирую каждый совет). Креативность сообщества в целом только прирастает, когда его участники могут опираться на работы друг друга. Однако следует помнить, что это улица с двусторонним движением: ты волен опираться на чужие идеи, но должен и другим позволять опираться на твои.

7. Бери идеи на карандаш. Кому-то предложение записывать все свои идеи и проекты может показаться занудством. В школе от этого часто зависят оценки. От ребенка требуют тщательно описывать процесс работы, чтобы учителю было понятно, как тот добрался до результата. Однако это едва ли мотивирует самого школьника. Но ведь есть и другие резоны документировать работу, например, в блокноте или в блоге. Если у тебя имеются такие заметки, ты можешь делиться своими идеями и проектами с другими людьми и получать их комментарии. А еще бывает очень полезно время от времени заглядывать в собственные записи. Ведь документирование работы можно рассматривать как обмен идеями с собой будущим. Просмотр заметок к прошлым проектам поможет восстановить в памяти ход выполнения каких-либо действий и причину, почему ты выбрал тот, а не другой путь. Кроме того, в записях можно обнаружить полезные идеи на будущее, например как лучше или точнее сделать какую-либо вещь (или, по крайней мере, сделать ее не так, как в прошлые разы).

8. Строй, разбирай и строй по новой. Не стоит ожидать, что с первого же раза все получится как надо. Многие вещи нужно пробовать снова и снова. В знаменитом выступлении на конференции TED Том Вуджек описывает изощренную проектную задачку под названием «Зефирный поединок» (Marshmallow Challenge). Цель состоит в следующем: команда из нескольких человек за восемнадцать минут должна выстроить башню из двадцати сухих спагетти, тонкой веревки, липкой ленты и маленьких кусочков зефира, причем одну зефиринку нужно обязательно водрузить на верхушку конструкции. Вуджек отметил, что детсадовцы куда лучше справляются с этой задачкой, чем студенты бизнес-школ. Почему? Вся штука заключается в том, что студенты первым делом начинают составлять детальный план того, как они будут конструировать и сооружать башню, и очень часто не укладываются в отведенные восемнадцать минут, чтобы решить проблемы, неизбежно возникающие по ходу собственно строительства. Часто их конструкция просто обваливается. Дети же обычно подходят к делу по-другому. За первые несколько минут они сооружают простенькую конструкцию, которая хотя бы не падает, а оставшееся время подправляют ее, достраивают и укрепляют.

9. У тебя многое не будет получаться, так что не зацикливайся. Лишь совсем недавно я задумался о смысловой связи между словами «упорствовать» (stick) и «упираться» (stuck). Если ты уперся в проблему, будешь ли ты упорствовать? Настойчивость — качество полезное, но ею одной часто не обойтись; нужна еще стратегии обратного действия — прекратить зацикливаться. Карен Бреннан изучала, что предпринимают скретчеры, если в проекте упираются в проблему. Ей было интересно, что они делают, чтобы выйти из тупика. Вот в чем состояли их стратегии: поэкспериментировать с программным кодом; посмотреть аналогичные примеры в сообществе; привлечь кого-нибудь к работе над проектом. Кроме того, некоторые ребята говорили так: «Надо знать, когда пора прерваться». После небольшого перерыва, отдохнув, ты снова возвращаешься к проекту, но уже со свежей головой и свежими идеями.

10. Предлагай собственные советы по обучению. В списке, составленном детьми на мастер-классе в Музее науки, было только девять пунктов, но я хотел, чтобы каждый раздел этой главы содержал по десять советов, и потому добавил один от себя.

Читать список рекомендованных стратегий обучения — дело полезное, но бывает, что еще полезнее оказывается применять свои собственные стратегии. Обрати внимание на то, как ты учишься новому, какие приемы срабатывают у тебя лучше (а какие лично тебе не приносят пользы), и попробуй выявить самые действенные стратегии: они пригодятся, когда в будущем тебе придется что-то изучать. Не забывай время от времени совершенствовать свои стратегии и делиться ими. Помни: то, что работает для тебя, может принести пользу и другим.

Десять советов родителям и учителям

Есть расхожее, хотя и ошибочное представление, будто лучший способ пробудить в детях креативность — устраниться и не мешать им проявлять ее. Хотя по природе дети, безусловно, любознательны и пытливы, им требуется поддержка, чтобы они смогли развить и в полной мере раскрыть природные творческие способности.

Создавать условия для развития ребенка всегда означает искать разумный баланс: между порядком и свободой действий; между ситуациями, когда следует вмешаться, и ситуациями, когда лучше остаться в стороне; между желанием задать вопрос и готовностью выслушать, что говорит ребенок; между наглядным примером и объяснением на словах.

Составляя этот раздел, я решил объединить советы родителям с советами учителям: я считаю, что перед теми и другими, если они стремятся воспитать в детях креативность, стоят примерно одинаковые проблемы. Главная трудность заключается не в том, чтобы «научить творчеству», а в том, чтобы создать живительную среду, в которой природная креативность ребенка сама проклюнется и расцветет.

Этот раздел я выстроил на основе пяти этапов спирали обучения через творчество (подробно я рассказывал о ней в главе 1): вообрази, сделай, испытай, поделись, обдумай. Я предлагаю ряд стратегий, позволяющих помочь детям вообразить (или придумать), чего они хотят, затем сделать соответствующий проект посредством игры и испытаний (экспериментов с инструментами и материалами), поделиться созданным с другими людьми и наконец обдумать приобретенный опыт.

Для каждого из пяти компонентов я даю по два совета, итого получается десять. Конечно, это всего лишь маленькая часть из массива рекомендаций и приемов, которые пригодятся для воспитания у ребенка креативности. Считайте мои десять советов репрезентативной выборкой, не более того, и смело дополняйте их вашими собственными находками.

1. Показывайте примеры, чтобы разжечь фантазию (этап «Вообрази»). Чистый лист, пустой экран, нетронутый холст нередко наводят страх — не знаешь, как начать. Порой, чтобы подстегнуть воображение и высечь искру идеи, бывает достаточно просмотреть несколько чужих работ. Мастер-классы по Scratch мы всегда начинаем с того, что показываем примеры проектов — чтобы ребята составили представление, что в принципе можно сделать (проекты для вдохновения), и чтобы у них появились идеи, с чего начать (проекты для успешного начала). Мы демонстрируем широкую палитру разнообразных проектов в надежде расшевелить ребят: а вдруг они увидят что-то, что больше всего отвечает их увлечениям? Разумеется, всегда есть риск, что дети просто скопируют какой-то из образцов. Это вполне приемлемо, но только на первых порах. Поощряйте детей переиначивать и переделывать показанные вами образцы. Предложите им отразить в проекте свои эмоции или еще что-то индивидуальное. Спрашивайте: что бы они изменили? Как добавили бы собственный стиль, как отразили бы свои увлечения? Что бы они сделали, чтобы проект стал по-настоящему их проектом?

2. Поощряйте эксперименты (этап «Вообрази»). Большинство людей считают, что воображение работает в голове, но на самом деле руки играют не менее важную роль. Желая разжечь фантазию детей, мы поощряем их просто повозиться с поделочным материалом: пощупать его, помять, покрутить-повертеть. Такие бесцельные эксперименты, например с лего, наводят их на интересные идеи и порой оборачиваются началом большого проекта. Иногда, чтобы подтолкнуть детей к началу собственных проектов, мы устраиваем коллективные мини-сеансы совместного творчества: скажем, предлагаем собрать из двух-трех фигурок лего какую-то простенькую заготовку и передать другому, чтобы тот добавил к ней пару элементов и пустил дальше по кругу. Через несколько итераций у ребят появляются идеи, что именно им хочется сконструировать.

3. Предлагайте широкий выбор материалов (этап «Сделай»). Игрушки, инструменты и материалы, которые дети видят вокруг себя, производят на них глубокое впечатление. Чтобы побудить их к творчеству, позаботьтесь, чтобы в их распоряжении было как можно больше материалов для рисования, лепки, конструирования и прочих видов творчества. Технологические новшества вроде робототехнических конструкторов или 3D-принтера значительно расширят диапазон детского творчества, но не стоит пренебрегать и традиционными поделочными материалами. В одном нашем Computer Clubhouse координатор растерянно пожаловался мне, что подопечные мастерят себе кукол из нейлона, скомканных газет и птичьего корма, а продвинутые технологии не используют, однако мне поделки очень понравились. Для всякой вещи хороши свои материалы. Фигурки лего и палочки от мороженого пойдут на изготовление остова куклы; из фетра, войлока и ткани получится хорошее, гладкое туловище, а Scratch пригодится, чтобы заставить поделки двигаться и реагировать на команды. Ручками и маркерами хорошо рисовать, а клеевой пистолет и скотч соединят детали в одно целое. Чем разнообразнее материалы, тем больше возможностей открывается для проектов.

4. Приветствуйте все способы мастерить (этап «Сделай»). Разным детям интересна разная творческая активность. Одним нравится строить дома и замки из лего. Другим — создавать игры и анимации на Scratch. Третьим — мастерить украшения или гоночные машинки, готовить сладости, а кому-то хочется соорудить площадку для мини-гольфа. Сочинение стихов и историй — тоже проявление креативности. Занимаясь всем этим, дети постигают, что такое творческий процесс. Помогите ребенку определиться, какое занятие ему больше всего по душе. А лучше поощряйте его пробовать силы в разных видах творчества. Так он еще глубже познает проектирование.

5. Делайте акцент на процессе, а не на результате (этап «Испытай»). Я уже не раз подчеркивал, насколько важно делать вещи. Действительно, наилучший опыт обучения дает человеку активное участие в изготовлении чего-либо. Но это не означает, что в центре внимания должны быть законченные поделки. Намного важнее сам процесс, посредством которого они изготавливаются. Когда дети работают над проектами, делайте упор в первую очередь на творческую активность, а не на ее результат. Расспрашивайте ребят, какие стратегии они применяют, что дает им вдохновение. Чтобы поощрять их смелее экспериментировать, в равной степени воздавайте должное как успешным их начинаниям, так и неудавшимся. Отведите время для общего обсуждения проектов: пускай ребята рассказывают друг другу, на какой стадии пребывают их проекты, что и как они планируют делать дальше и почему именно так, а не иначе.

6. Отводите больше времени на проекты (этап «Испытай»). Творческая работа требует времени, особенно если ребята постоянно над чем-то колдуют, доводят что-то до ума, экспериментируют, испытывают новые задумки (мы надеемся, что они будут все это делать). Попытки втиснуть работу над проектами в стандартный академический час — или, того хуже, размазать ее на неделю, по уроку в день, — только подрывают саму идею творчества. Это расхолаживает, отбивает охоту рисковать и экспериментировать и выдвигает на первый план поиск «правильного» решения, такого, которое позволяет уложиться в отведенное на проект время. Чтобы дать ребятам возможность совершенствовать свои творения постепенно, отведите для работы над проектами сдвоенный урок. Если возникнет необходимость в коренном изменении сделанного, потребуются целые дни или недели (или даже месяцы), чтобы все это время учащиеся могли посвятить исключительно работе над своими проектами. Кроме того, я советую поощрять детей записываться на факультативы и программы внеклассных занятий, а также ходить в местные досуговые центры, поскольку там у них будет больше времени, чтобы заниматься творчеством.

7. Возьмите на себя роль посредника (этап «Поделись»). Многие дети хотели бы обмениваться идеями и сообща трудиться над проектами, но не очень представляют себе, как и с кем. И здесь вы могли бы выступить в роли посредника, помогая ребятам найти себе единомышленников как в реальном мире, так и в сети. В Computer Clubhouse сотрудники и наставники значительную часть времени посвящают тому, чтобы сводить ребят друг с другом по интересам. Иногда они подбирают тех, кто увлекается похожими вещами — например, мангой (японскими комиксами) или 3D-моделированием. В других случаях наставники объединяют в группы ребят со взаимодополняющими интересами — скажем, сводят вместе тех, кто увлекается рисованием, с теми, кого интересует робототехника, чтобы они сообща занимались созданием подвижных скульптур. В Scratch-сообществе мы устраиваем месячные лагеря сотрудничества (Collab Camps), где дети могут найти партнеров для проектов, а заодно на практике освоить стратегии эффективного сотрудничества.

8. Сотрудничайте на равных (этап «Поделись»). Некоторые родители и наставники чересчур активно подключаются к творческим проектам детей, указывая им, что делать, или выхватывая клавиатуру, чтобы собственноручно устранить проблему. Другие, наоборот, предпочитают вообще никак не вмешиваться в творческую работу ребенка. Здесь нужно найти золотую середину, чтобы между взрослыми и детьми установились отношения настоящего равноправного сотрудничества. Когда обе стороны настроены трудиться сообща и на равных, выигрывают все. Блестящим доказательством этого стала Программа семейного обучения через творчество, инициатором которой выступила Рикароуз Роке. В рамках ее программы родители и дети в течение пяти сеансов вместе работают над творческими проектами в центрах досуга. После занятий совместным творчеством и те и другие проникаются уважением к способностям друг друга, что укрепляет отношения в семье.

9. Задавайте искренние вопросы (этап «Обдумай»). Ребятам очень полезно с головой погружаться в свои проекты, однако важно также и то, чтобы они время от времени «выныривали» и обдумывали, как и что у них получается. Можно подтолкнуть ребенка к размышлениям, если задать ему несколько вопросов о его проекте. Я обычно начинаю с такого: «Как тебе в голову пришла эта идея?» Вопрос звучит искренне, поскольку мне действительно интересно! Ребенок задумается о том, что мотивирует и вдохновляет его в работе над проектом. А вот другой мой любимый вопрос: «Чему ты больше всего удивляешься, работая над проектом, какие сюрпризы он тебе преподносит?» Этот вопрос переключает ребенка с попыток описать проект на размышления о непосредственном опыте работы, которую проделал. Если проект не ладится, я обычно спрашиваю: «Что именно ты хотел сделать?» Пытаясь рассказать, чего он хочет, ребенок чаще всего сам обнаруживает, где он допустил ошибку, — заметьте: сам, без какой-либо дополнительной подсказки.

10. Открывайте свои мысли (этап «Обдумай»). Многие родители и учителя очень неохотно показывают детям ход своих рассуждений. Возможно, они поступают так, не желая выставлять напоказ, что сами временами ошибаются, или чувствуя неуверенность в правильности своих умопостроений. Но для ребенка шанс увидеть ход ваших рассуждений — лучший подарок. Важно, чтобы ребенок понял, что мышление требует труда — от взрослых так же, как от детей. К тому же ребенок сможет перенять у вас стратегии, которые вы применяете, когда работаете над проектом или обдумываете, как решить проблему. Узнавая, как мыслите вы, дети с большей охотой и сами станут задумываться о том, как приходят к тем или иным выводам, тем более что перед ними будет пример умудренного способа анализировать собственные мысли и действия. Воспринимайте детей вокруг себя как подмастерьев: они только постигают основы творческого мышления, а вы, мастер, передаете им умение, демонстрируя и обсуждая.

Спираль выходит на следующий виток. Спираль обучения через творчество, конечно, не обрывается после первого цикла «вообрази — сделай — испытай — поделись — обдумай». Проходя через него, дети генерируют новые идеи, а затем переходят на следующий виток спирали и опять повторяют весь цикл, но уже на новом уровне. С каждым таким витком для вас открываются все новые возможности помогать детям обучаться через творчество.

Как на всю жизнь остаться в детском саду?

Несколько лет назад коллега по медиалаборатории написала мне о своей дочке Лили — та скоро должна пойти в школу. «У них в детском саду есть девочка, которая отстает в развитии и посещает подготовительную группу второй год подряд, — говорилось в письме, — Так вот, Лили однажды приходит домой и заявляет: „Дэйзи ходила в садик в прошлом году, и в этом опять ходит! Я тоже хочу остаться еще на год!»»

Вполне понятно, почему Лили не желает покидать детский сад. Попав в жернова школьной системы, она, скорее всего, лишится возможности творчески познавать мир и выражать свою индивидуальность. Но так быть не должно. В моей книге приведены причины, почему следует распространить детсадовский подход на школьное обучение, а также стратегии, позволяющие это сделать, чтобы у детей вроде Лили появился шанс растянуть на всю жизнь обучение через творчество.

Реорганизация школы по принципу детского сада — дело, безусловно, трудное. Системы образования, как мы неоднократно убеждались, упорно сопротивляются реформам. За последние сто лет и в сельском хозяйстве, и в медицине, и в промышленном производстве под влиянием новых технологий и научных достижений произошли фундаментальные перемены. А в сфере образования — нет. Да, новые технологии пробили себе дорогу в классы, однако основные стратегии преподавания в большинстве школ остаются практически неизменными, как будто навеки связанными с логикой сборочного конвейера, и педагоги по-прежнему ориентируются на нужды и производственные методы индустриального общества.

Если мы хотим, чтобы наши дети смогли жить в креативном обществе, нам придется сломать в системе образования многие структурные барьеры. Нам надо будет устранить междисциплинарные барьеры, и тогда учащиеся смогут работать над проектами, в которых задействованы естественные науки, искусство, инженерное дело и проектирование. Надо будет устранить возрастные барьеры, и тогда учащиеся разных возрастов станут учиться вместе и перенимать опыт друг у друга. Пространственные барьеры также должны пойти на снос: это позволит связать занятия в школе, в местных общественных центрах и дома в единый процесс. А еще мы должны снести барьеры временны?е, и тогда ребята смогут трудиться над интересными им самим проектами недели, месяцы и годы напролет — вместо того чтобы, как сейчас, ужиматься и жертвовать творческим поиском только ради того, чтобы успеть к концу урока или учебного раздела.

Конечно, будет трудно устранить все эти барьеры. Нам потребуется изменить укоренившиеся представления об обучении. Общество должно видеть в образовании не способ передавать учащимся информацию и учебный материал, а способ помогать им развивать творческое мышление.

Размышляя о переходе к креативному обществу, я испытываю двойственные чувства: я настроен пессимистично, когда думаю о ближайшем времени, но долгосрочные перспективы внушают мне оптимизм. Я понимаю, насколько трудно ломать структурные барьеры и менять мировоззрение людей. Такое в одночасье не происходит. Но, раздумывая об отдаленном будущем, я чувствую уверенность. Я уже вижу первые тенденции, которые делают более убедительной идею спирали обучения и «детского сада на всю в жизнь». А поскольку темпы перемен день ото дня возрастают, потребность в творческом мышлении скоро сделается намного очевидней. Со временем все больше людей будут понимать, что помогать детям в развитии творческих способностей — задача чрезвычайной важности, и тогда в обществе сложится новый консенсус относительно целей образования.

Обнадеживающие события происходят по всему миру. Растет число школ, музеев, библиотек и общественных центров, где дети могут заниматься творчеством, экспериментировать и исследовать. Все больше родителей, педагогов и политиков признают недостатки традиционных подходов к обучению и образованию — и ищут действенные стратегии, чтобы дать детям все необходимое для жизни в обществе, где перемены происходят непрерывно.

Еще одна причина моего оптимизма — сами дети. Все больше ребят приобщаются к радостям и возможностям обучения через творчество — в Scratch-сообществах или в отделениях Computer Clubhouse — и этим приближают перемены. Им неприятна пассивность и скука школьных классов, они не желают мириться с дедовскими методами. Когда эти ребята вырастут, они начнут еще активнее бороться за перемены.

Сейчас мы в самом начале пути к детскому саду на всю жизнь, и он обещает быть длинным и извилистым. Многим людям во многих местах земного шара придется изрядно потрудиться. Нам надо совершенствовать технологии, разные виды деятельности и стратегии, чтобы детям было еще проще приобщаться к занятиям, позволяющим учиться через творчество. Нам надо создать больше мест, где ребята смогут работать над проектами, раскрывать и развивать свои творческие способности. Нам нужны продуманные принципы бережного документирования и демонстрации примеров той великой силы, которой обладают четыре «П»: проекты, пылкая увлеченность, партнеры и процесс игры.

На такую цель стоит потратить время и силы. Я посвятил ей жизнь и очень надеюсь, что моему примеру последуют многие. Это единственный способ добиться, чтобы все дети, какими бы ни были обстоятельства их жизни и стартовые условия, имели гарантированные возможности стать полноправными и активными участниками завтрашнего креативного общества.