Мы похожи на свои имена | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мы похожи на
свои имена

Между именем и наружностью человека есть неуловимая связь, считают исследователи

Автор: Скотт Беринато

Мы похожи на свои имена
acapulco/Unsplash

читайте также

В поисках идей: майский выпуск

Кто хорошо живет, тот хорошо работает

Эйчор Шон

«Книгу перемен» пишет GE

Виджей Говиндараджан,  Иммельт Джеффри,  Крис Тримбл

Почему мы не извлекли уроков из финансового кризиса

Джастин Фокс

Группа исследователей во главе с профессором парижской школы бизнеса НЕС Анной Лаурой Селье провела эксперимент во Франции и Израиле. Ученые предложили испытуемым взглянуть на фотографию незнакомого человека и выбрать его имя из 4—5 предложенных вариантов. По теории вероятностей доля правильных ответов должна была составить 20 и 25%, но на практике она оказалась гораздо выше.

Профессор Селье, защищайте свою идею!

Селье: Результаты эксперимента нас не удивили. Йонат Звебнер, Руфь Май и Нир Розенфельд из Еврейского университета в Иерусалиме, Яков Гольденберг из Центра междисциплинарных исследований в Герцлие (Израиль) да и я сама — вся исследовательская группа предполагала, что так и будет. Но очень многим людям кажется невероятным, что по фотографии можно догадаться, как зовут человека. Йонат первым предложил доказать это экспериментально. Мы начали с того, что показывали испытуемым фотографию мужчины по имени, например, Скотт, и в 25—40% случаев они выбирали это имя из 4—5 предложенных вариантов. Гораздо чаще, чем по теории вероятностей. Повторные опыты во Франции и Израиле подтвердили результат. Похоже, если ты Скотт, это как-то отражается на твоем лице — почти как если бы оно было вытатуировано.

HBR: А может так быть, что остальные имена в вашем списке просто слишком редкие или непопулярные?

В эксперименте предлагались только имена, не менее популярные, чем настоящее имя по данным о частотности. Мы вели контроль за всем, что только могло прийти в голову в связи с именами — этническую принадлежность, среднюю длину имени, социальную группу.

А не снизился бы процент правильных ответов, если бы вы провели эксперимент еще, скажем, с тысячей лиц?

На первом этапе, пока мы работали только с людьми, мы действительно не могли предъявлять испытуемым сотни фотографий. Чтобы расширить объем данных, нам пришлось обратиться к самообучающимся алгоритмам: мы верили, что даже компьютер сможет узнать Шарлотту, если она выглядит как Шарлотта. Компьютер «познакомили» с типичной Шарлоттой, показав несколько фотографий настоящих людей с этим именем, потом предложили запомнить, как выглядит не-Шарлотта, показав фотографии Амели, Клары и так далее.

После этого мы загрузили около 100 тыс. фотографий и по каждой дали выбор из двух вариантов — настоящее имя женщины и другое. Правильные ответы следовали в 54—64%, а не в 50% случаев.

Чтобы доказать, что взаимосвязь имени и образа человека реальна, крайне важно было получить и результаты работы с испытуемыми, и ответы компьютера. А после публикации нашего исследования эксперименты повторили ученые из США и французские журналисты.

Какой механизм здесь задействован?

Людям свойственно осознавать свою принадлежность к определенному клану и хотеть, чтобы другие люди легко определяли эту принадлежность. Это нам известно из огромного количества научных исследований.

Приведу такой пример. Тысячи лет тому назад в Перу некоторые племена бинтовали головы младенцев так, чтобы придать им определенную форму, позволяющую сразу определить принадлежность к своему племени. Эксперимент с именем может свидетельствовать о том, что человек сам формирует идентичность и признаки принадлежности к какой-то подгруппе для того, чтобы облегчить другим членам клана задачу распознавания. Одевается в определенную одежду. Носит очки в такой-то оправе. Стрижется так или эдак или даже делает себе татуировку. Многое из этого мы делаем неосознанно.

Вероятно, у американцев есть некий образ «Скотта», хотя наверняка они не смогли бы его нарисовать. И ­человек с этим именем стремится соответствовать этому образу.

В идее невербальных сигналов нет ничего нового. Люди крайне сложно устроены: вы не представляете, сколько мозг обрабатывает одновременно.

Приведу пример. При приеме на работу вы смотрите, как соискатель входит в комнату и здоровается до начала интервью, и его успех во многом зависит от этого, ведь в первые секунды он передает огромный объем невербальной информации. То же самое можно сказать и о лице, которое человек показывает окружающим.

Сомневаюсь, что я что-то специально делаю, чтобы выглядеть Скоттом.

Ученые давно выяснили, что людям свойственно преуменьшать и даже отрицать свою потребность соответствовать представлениям сообщества. Скорее всего, и вы что-то специально делаете, но сами этого не осознаете.

Сколько именно признаков должно соответствовать их представлению, чтобы люди увидели во мне Скотта? Важно ли, что у меня просто очень располагающая к себе внешность?

На эти вопросы у нас нет ответов. Это может быть какой-то один признак или комбинация нескольких. Сейчас мы знаем точно, что волосы играют важную роль. В одном эксперименте мы оставляли только волосы, а лица убирали, и люди все равно угадывали имена с вероятностью выше средней. Правда, когда убрали волосы и оставили только лица, процент угадываний остался тем же.

Но каждый из нас входит в несколько разных групп. Я выгляжу как американский Скотт, Скотт из Новой Англии или как писатель Скотт?

Мне кажется, вы чем-то похожи на писателя Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, так что два признака — писатель и американец — у вас есть. Ваш клан — американские писатели по имени Скотт, надо будет это проверить экспериментально.

Обратите внимание: человек может изменить внешность, чтобы примкнуть к другим кланам. Я прожила в Америке более десяти лет и уверена, что мое лицо менялось в это время. Многие исследования подтверждают, что мы очень склонны к подражанию, хотя и не всегда отдаем себе в этом отчет. Это глубоко укоренено в нас и усиливается под воздействием окружающих на протяжении всей жизни. Что, кстати, объясняет и то, почему нынешний Скотт не обязательно выглядит так же, как 50 лет тому назад.

Мне все еще трудно поверить, что все это не случайное совпадение.

Многие именно так и реагируют. Когда мы показывали результаты участникам, большинство говорило, что иногда выбор казался им произвольным, а иногда они будто бы знали правильный ответ, хотя и непонятно откуда.

То же самое происходило, когда я рассказывала об эксперименте своим студентам из бизнес-школы, но заменяла человеческие имена на названия брендов. Тут они сразу понимали, о чем идет речь. Правда ведь, пользователи Apple выглядят в точности как пользователи Apple? А владельцы BMW точно как владельцы BMW? Маркетологи постоянно работают над тем, чтобы превратить в клан тех, кто покупает определенный бренд.

Получается, что бренды — это наши новые кланы?

Это похоже на правду, если мы говорим о сильных брендах. Последнее мое исследование как раз об этом. До начала эксперимента я хотела использовать бренды, а не имена. Во Франции женщины «соединяются» с любимым ароматом гораздо раньше, чем с партнером по браку. Мы в юности выбираем духи и остаемся им долго верны. Мне хотелось проверить, можно ли, взглянув на женщину, определить, что она предпочитает Chanel №5 или Obsession. Но проблема с брендами еще и во взаимном воздействии. Вы можете любить Chanel №5 из-за того, что выглядите как человек, которому этот аромат подходит. А наше исследование говорит, что внешность может меняться, приспосабливаясь к бренду, который вам понравился.

Вы не ответили на мой главный вопрос. Внешняя привлекательность — это ведь качество настоящего Скотта? Серьезно, ведь я и вправду красивый.

Ваш вопрос звучит прямо как у типичного Скотта. Но, к сожалению, мы пока не знаем ответа.

Ответы: слева Скот; справа Джеймс