Распределяй и властвуй: что изменит мир к лучшему | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Распределяй и властвуй: что изменит мир
к лучшему

Способ, позволяющий учесть интересы стейкхолдеров и достичь всех целей по ESG

Авторы: Джули Баттилана , Тициана Кашаро

Распределяй и властвуй: что изменит мир к лучшему

читайте также

Как не следует говорить «да»

Виниит Найар

На ком жениться, за кого выходить замуж

Елена Евграфова,  Марина Мелия

Как продать новый продукт

Майкл Эйхерн,  Томас Стинберг

Нужна ли миссия компании?

Алексей Готсданкер

В августе 2019 года более 180 глав крупнейших корпораций США выпустили революционное заявление. В нем они признавали, что компании уже не могут позволить себе угождать только акционерам за счет других стейкхолдеров. Об этом заявлении много говорили: казалось, оно ознаменовало собой начало новой эры, в которой бизнес станет уделять больше внимания нуждам сотрудников, потребностям поставщиков и общества, а также окружающей среде.

Увы, менее чем через год, с началом пандемии COVID-19, подписавшие исторический документ организации стали увольнять людей на 20% чаще, чем все остальные, реже других предлагали скидки клиентам и меньше прочих выделяли деньги на помощь пострадавшим, а также сделали упор на производство именно той продукции, которая пользовалась бешеным спросом в пандемию. Они же выплачивали акционерам на 20% больше капитала (через обратный выкуп акций и дивиденды). Ясно, что, несмотря на добрые намерения, эти корпорации сами в ответственный момент не последовали заявленным принципам.

Почему же, несмотря на красивые обещания, деловой мир США почти не изменился к лучшему? Все дело в том, что отойти от царившей несколько десятилетий привычки думать только об увеличении акционерной выгоды очень непросто. Это значит пойти против системы приоритетов — на первый взгляд, такой естественной.

На самом же деле кажущийся логичным порядок вещей порожден концентрацией экономической власти в руках богатого меньшинства, что вызвало катастрофические последствия. В частности, социальное неравенство и эксплуатация природных экосистем угрожают уже не только бедным, но и сильным мира сего.

Как реформировать капитализм, чтобы гарантировать каждому человеку не только выживание, но и процветание? Согласно нашим исследованиям, для этого нужно признать, что излишняя концентрация власти опасна — и что в реальности власть должна быть разумно распределена. Кроме того, надо возложить на бизнес-лидеров ответственность не только за финансовые результаты, но и за воздействие компании на социум и окружающую среду.

КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (И ВРЕД) НЕСЕТ ИЗЛИШНЯЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВЛАСТИ

На протяжении последних 50 лет руководство фирм, акционеры и их представители в советах директоров сосредоточивали в своих руках все больше власти. Под властью в данном случае подразумевается возможность контролировать значительные средства, которые компания затрачивает на найм топ-менеджеров, зарплату и приоритетные направления в случае экономического спада или кризиса в области здравоохранения. Эта власть использовалась преимущественно для наращивания прибыли и выгоды акционеров — подобную цель в начале 1970-х годов назвали главной для бизнеса Милтон Фридман и Чикагская экономическая школа.

В отличие от богатых, полномочия трудящихся минимальны. Американский закон 1935 года о регулировании трудовых отношений, известный также как закон Вагнера, дал работникам (вернее, некоторым из них) право бастовать, образовывать профсоюзы и коллективно торговаться с работодателем — то есть консолидировать свою власть и вести переговоры с руководством компании и акционерами. К сожалению, за последние 40 лет доля членов профсоюза среди работающих граждан США снизилась с 20 до 10,8%. При этом если зарплата гендиректоров компаний за период с 1978 года выросла на 1167%, то зарплата рядовых сотрудников — лишь на 14%.

В этом порочном круге недостаток полномочий порождает еще меньшую власть (и уменьшает ресурсы), а преимущество в силе растет как снежный ком.

Возникающее неравенство приводит к нескольким последствиям. Например, оно мешает развитию страны. Хотя в краткосрочной перспективе его рост может дать огромные преимущества небольшой прослойке населения, в долгосрочной — страдает вся экономика. Неравенство угрожает демократии: богатые слишком сильно влияют на руководство страны и политический курс. В среде тех, кто ощущает себя выброшенным на обочину жизни из-за несправедливости и коррумпированности системы, зреют недовольство и протесты. Результат — социальная и политическая нестабильность, которой пользуются популисты, обвиняя во всех грехах те или иные национальные группы, иммигрантов или беженцев, и выигрывая выборы на волне возмущения. Скажем больше: гонка за прибылью и выгодой для акционеров пагубно влияет не только на общественно-политические системы, но и на окружающую среду. Эта гонка уже ускорила глобальное потепление — то есть вмешалась в мировое производство продовольствия, усилила миграцию и безработицу и навредила экосистемам планеты.

Многие корпоративные лидеры не понимают, как опасно сохранять статус-кво и лишь говорить об изменениях, а не претворять их в жизнь. Наши исследования показали: когда неравенство в распределении благ становится настолько сильным, что это воспринимается как вопиющая несправедливость, ущемленные группы могут попытаться полностью разрушить существующую систему, и эта вероятность достаточно высока. Подобные попытки предпринимаются даже внутри корпораций — вспомним протесты сотрудников Google против дискриминации в 2018 году или продолжающуюся поныне конфронтацию работников и руководства Amazon из-за суровых условий труда.

Злоупотребление властью может вызвать проблемы и со стороны внешних стейкхолдеров, например поставщиков и деловых партнеров, если те чувствуют, что с ними обращаются несправедливо. Наши исследования в сфере промышленной прибыли в США доказывают: по мере роста дисбаланса сил между двумя корпорациями та из них, что находится в более выгодном положении, начинает все чаще им злоупотреблять, навязывая рынку эксплуататорские экономические условия, от которых страдают ее обездоленные бизнес-партнеры. Правда, в тот момент, когда последние получают хоть немного власти, они вообще отказываются заниматься бизнесом. Сделки не закрываются, и обе стороны зарабатывают меньше, чем могли бы при более сбалансированных отношениях.

При росте социально-экономического неравенства богатые и влиятельные должны сознавать, что в их же интересах, как говорят экономисты-нобелиаты Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло, «бороться за радикальный сдвиг в сторону разумного распределения богатств». К сожалению, возможность прямо сейчас заработать лишний миллион (а то и миллиард) часто застит людям глаза, не давая разглядеть долгосрочные последствия дисбаланса власти в системе, в которой мы все взаимозависимы.

Этот мир стоит на распутье. Капитализму пора меняться. Мы должны срочно реформировать его, поставив во главу угла человека и нашу планету. Чтобы эти изменения стали явью, бизнес-лидеры должны сознательно стремиться к более гармоничному распределению власти внутри компаний и отвечать не только за финансовые, но и за социальные и экологические результаты. Существует несколько подходов к этой проблеме, ниже мы сосредоточимся на двух аспектах — составе совета директоров и отчетности по экологическим, социальным и организационным нормам.

ОБНОВИТЬ СОВЕТ, ДАВ БОЛЬШЕ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКАМ И ДРУГИМ СТЕЙКХОЛДЕРАМ

Чтобы эффективно распределить власть, корпорации должны дать право голоса не только акционерам, но и сотрудникам и другим заинтересованным лицам, представляющим более широкие интересы окружающей среды и социума. Советы директоров — ключевой инструмент, с помощью которого стейкхолдеры могут контролировать работу руководства компании. Для того, чтобы распределить власть, нужно посадить за стол переговоров и сотрудников, и других стейкхолдеров.

В недавнем исследовании мы обнаружили, что когда внимание совета директоров сосредоточено на финансовых показателях, продвинуть социальные и экологические идеи практически нереально. В последние десятилетия советы представляли почти исключительно интересы акционеров, и их членами были, как правило, белые люди из корпоративных элит. Все эти управленцы настолько тесно связаны между собой, что, согласно исследованию 2003 года, если бы в январе 2001-го директоров одной только JPMorgan Chase поразил вирус, то, распространяясь через ежемесячные совещания советов, к маю инфекция охватила бы более 80% компаний из списка Fortune 500. С тех пор принципы подбора состава этих органов изменились: компании все больше опасаются директоров, входящих во множество советов и не успевающих толком разобраться ни в чем. Но таких перемен совершенно недостаточно, чтобы предотвратить концентрацию власти.

Чтобы перестать взращивать неравенство, в управлении фирмами должно произойти два важных сдвига. Во-первых, правление и совет директоров могут стать разнообразнее с точки зрения расы, класса и гендера, ориентируясь на потребителей продукции компании. Здесь поможет поиск квалифицированных директоров за пределами привычных связей и знакомств и установление ограничений по срокам или возрасту.

Во-вторых, советам надо включить в свой состав рядовых сотрудников, дав коллективу реальные полномочия принимать решения по вопросам, касающимся их условий труда и рабочих мест. Подобная система может показаться некоторым топ-менеджерам эксцентричной (при первом же упоминании о ней нас забрасывают гневными комментариями) — но в некоторых европейских странах она уже в порядке вещей. В частности, трудовое законодательство Германии, Швеции, Норвегии, Дании и Австрии дает работникам право представительства в совете директоров (особенности законов различаются в зависимости от страны). И даже в США есть исторические примеры таких законов. В апреле 1919 года вновь избранный губернатор штата Массачусетс Калвин Кулидж подписал указ, который гласил, что «производственная корпорация может предусмотреть в своем уставе выдвижение и избрание работниками одного или более из своих рядов в качестве членов ее совета директоров». Хотя эта норма используется редко, правовед Юэн Макгохи отмечает, что она «до сих пор актуальна, включена в параграф 23 массачусетского законодательства о бизнес-корпорациях и, таким образом, является старейшим в мире действующим нормативным документом о представительстве интересов работников в правлении компании».

Помимо интересов акционеров и сотрудников, совет директоров должен последовательно учитывать интересы других стейкхолдеров. К ним относятся все, кто влияет на деятельность корпорации и на кого влияет она: потребители, поставщики, кредиторы, власти, жители тех мест, где компания работает, а также окружающая среда. Для следования разнообразным интересам надо как минимум включить представителей всех групп стейкхолдеров в комитет, контролирующий влияние организации на всех заинтересованных лиц, или обеспечить им доступ в совет директоров.

В любом случае усилия по внедрению новых перспектив в корпорации потерпят неудачу, если стейкхолдеры не получат контроля над ценными ресурсами — реальной власти. Необходимо, чтобы их представители не выступали простыми консультантами, а имели право пересматривать, принимать или отклонять важные организационные решения.

ВОЗЛОЖИТЬ НА КОМПАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Любой из сильных мира сего — даже тот, кто долгое время был лишен власти, — может быть одурманен ею и злоупотреблять своими полномочиями. Люди, стоящие у власти, должны осознавать свою ответственность. Сегодня советы директоров выполняют функцию надзорного органа, направляя руководство компании к финансовым целям. Но с лидеров надо спрашивать еще и за постановку, оценку и выполнение общественных и экологических целей.

К счастью, тут не придется начинать с нуля. За последние десятилетия несколько независимых организаций выработали стандартизированные критерии оценки нефинансовых результатов работы компании, среди крупнейших проектов: Глобальная инициатива по отчетности, Совет по стандартам учета в области устойчивого развития (SASB) и Impact-Weighted Accounts Initiative, IWAI (инициатива по созданию системы взвешенного учета результатов деятельности компании в увязке с их внешними эффектами — прим. ред.). Сейчас нам нужно, чтобы все стейкхолдеры — от государства и бизнеса до инвесторов и гражданского общества — совместно проконтролировали и поддержали создание всеобъемлющей структуры стандартов устойчивого развития, которым обязана была бы отвечать каждая корпорация. Так же как сегодня фирма должна соответствовать стандартам бухгалтерского учета, она обязана будет отвечать нормам отчетности о своем социальном и экологическом воздействии. Подобный шаг изменит динамику власти, предоставив инвесторам, госорганам, СМИ и гражданам доступ к важнейшему ресурсу — информации — и позволит привлекать компании к ответственности.

Более 10 лет назад мировую экономику и общество поразил финансовый кризис. Уже тогда раздавались призывы к переменам — но бизнес и правительство в основном придерживались прежнего курса. Давайте не повторять сейчас ту же ошибку. Мы знаем, что если не поменяем способ ведения бизнеса, то увеличим неравенство и еще больше разрушим наше общество и планету.

Чтобы преодолеть кризисы, с которыми сегодня сталкивается человечество, нам надо набраться смелости и реформировать капитализм. Это будет нелегко. Отход от привычных норм и иерархий вызовет сопротивление. Но такие перемены уже случались в прошлом, и они могут произойти снова. В начале Второй мировой войны лидеры и акционеры американских компаний признали роль профсоюзов, законодателей и социальной поддержки в обеспечении мира и процветания. Десятилетиями неравенство снижалось, а бизнес процветал.

В истории бывают периоды, открывающие окно возможностей для кардинальных перемен. Сейчас как раз такой момент. Нельзя упустить шанс перераспределить власть и сделать наше общество справедливее, честнее и экологичнее.