«Они» — это «мы» | Большие Идеи

? Этика и репутация

«Они» —
это «мы»

Мне кажется, что кризис может наконец изменить отношение людей к российским компаниям.

Автор: Андрей Бережной

читайте также

«Здесь так заведено»

Владимир Вертоградов

Как спастись от выгорания одиноким работающим родителям

Бриджид Шульте,  Ставрула Пабст

Что на самом деле мешает женской карьере

Айрин Падавиц,  Робин Эли

Как высокие смыслы меняют работу компании

Лина Наир ,  Ник Далтон ,  Патрик Халл ,  Уильям Керр

После перерыва я решил продолжить свой блог. И хочу обсудить то, что сейчас меня волнует больше всего — отношение общества к отечественному производству.

Как будто можно подводить итоги кризиса — хотя бы предварительные. Меня неоднократно спрашивали в последнее время: какой урок из кризиса вынесли/должны вынести российские производители? Но я бы переформулировал вопрос: какие уроки из кризиса должно вынести общество в отношении своего производителя?

Мне кажется, что кризис может наконец изменить отношение людей к российским компаниям. Прежде всего к компаниям, которые производят некий конечный продукт. Мы должны перестать говорить «они не могут делать ботинки» или «они не умеют производить самолеты» и начать говорить «мы не можем делать ботинки» и «мы не умеем производить самолеты». Потому что мы — одна страна, одна нация, как это бы это пафосно ни звучало. И пока это понимание не придет, у нас не будет серьезного промышленного производства.

Я сознательно перевожу обсуждение в социальную сферу, ведь и причины (даже тот же ипотечный пузырь и вопрос доверия), и пути выхода из кризиса лежат именно в этой плоскости. Дело тут даже не в сплоченности нации перед лицом опасности. Все прагматичнее: с приходом кризиса розовые мечты о том, что в страну вот-вот хлынут деньги инвесторов, международные компании одна за другой станут открывать в России производства, что нас научат, нам помогут, в том числе создадут мощную промышленность, — рухнули. Я вас уверяю, не так много найдется сейчас людей, готовых ради завоевания российского рынка открывать здесь заводы и фабрики — гораздо проще сделать это, завалив страну своей продукцией. Не факт, что и до кризиса таких людей было много. А это значит, что мы должны учиться проектировать и создавать сами — и ботинки, и самолеты, и автомобили, и многое, многое другое.

Мнение простых людей здесь играет огромную роль — пока народ не будет отождествлять себя с продуктом, который производится в его стране национальной промышленностью, повторюсь, у нас ничего не будет. Кому-то такое утверждение может показаться проявлением квасного патриотизма. Но посмотрите на другие страны. Генри Форд в свое время сказал: «Что хорошо для Ford, хорошо для Америки», и его высказывание очень точно отражает мнение простого американца. А не по аналогичной ли причине сейчас так беспокоится немецкое правительство о судьбе частного производителя Opel? Мне бы хотелось, чтобы и к нашим производителям народ стал относиться так же. Я, безусловно, понимаю, что производителю есть над чем работать — я не против конструктивной критики, не против рациональных предложений, но я против травли и иррационального оголтелого уничтожения, против того самого злобного «они не могут». Если у своего, государственного предприятия проблемы с менеджментом, это не повод для злорадства. Давайте их решать, давайте наймем дорогостоящих менеджеров, которые развивали Fiat или Nissan. Но зачем смешивать целые отрасли с грязью? Что от этого выиграет каждый из нас? Ничего. Здоровая критика и толерантное, адекватное отношение к своему — вот чего мы, производители, ждем. Для этого каждому из нас, граждан своей страны, достаточно просто понять, что «они» — это на самом деле «мы». А еще — что пока в стране не станут покупать свои автомобили, ботинки, костюмы и т.д., отечественной промышленности не будет.

В качестве заключения — история из реальной жизни. Недавно я участвовал в одной телевизионной передаче, ведущий которой занимал ярко выраженную враждебную позицию по отношению к российскому производителю. «Зачем я должен покупать нашу обувь, если есть итальянская, которая лучше?» — спрашивал он. Мне очень хотелось встать и сказать ему: «А ты отдаешь себе отчет, насколько фиговая твоя передача по сравнению с такой же передачей на итальянском ТВ? Уж точно фиговее, чем наша обувь по отношению к итальянской». Прежде чем в следующий раз начать критиковать «сделано в России», давайте критически посмотрим на себя.