Про нищих | Большие Идеи

? Этика и репутация


Про нищих

Вопрос «подавать или не подавать — непростой.

Автор: Андрей Бережной

читайте также

Любопытный значит умный. Или нет?

Ирина Пешкова

Как спасти проект, когда до провала остался один шаг

Дмитрий Изместьев

Выудить знания из тины информации

Марченд Дональд,  Пеппард Джо

История о неудачливом человеке

Евгений Касперский

Когда я по утрам еду в офис, то периодически стою в пробке на одном и том же перекрестке. И там долгое время среди машин побирался парень без ноги. Вопрос «подавать или не подавать» — непростой. Если человек действительно беден, подать надо. А если он врет? В случае с этим парнем я нашел для себя выход. Когда он в очередной раз подошел ко мне, я вместо денег дал ему свою визитку и сказал: «Приходи. Скажешь охране, что к Бережному, и покажешь эту визитку. Я дам тебе работу. Будешь честно зарабатывать хорошие деньги».

Он не пришел. Видимо, ходить среди машин на перекрестке ему нравится больше. И это – проблема. Я убежден, что быть рабочим и стоять у станка престижней, чем бегать по улицам в виде «живого бутерброда» или мерзнуть, паркуя машины. Что может ответить парковщик или «живой бутерброд» на вопрос сына: «Папа, где ты работаешь?» Не представляю. А сотрудники наших фабрик могут, гуляя с сыном, показать ему людей, которые обуты в обувь, сделанную их руками. Важно это? Мне кажется, что да. Должен человек стремиться к достойной работе, за которую не стыдно? Вроде бы, ответ очевиден. Но на практике — на рынке труда наблюдается дефицит кадров, и «кадры», чувствуя это, повышают требования к работодателю.

Я всегда делил сотрудников на две категории. Первые говорят: «ОК, я согласен сделать это, но скажите, что мне за это будет». А другие: «Я знаю, что это нужно сделать, и сделаю. И ты увидишь, что я за это заслуживаю». Первые, на мой взгляд, никуда не годятся: если человек рассчитывает на что-то экстраординарное, он сначала должен предложить компании что-то экстраординарное. Но сегодня я вижу рост как раз первой категории. Есть масса специальностей, в которых рост зарплат давно «догнал и перегнал» производительность труда. И это, как говорится, чревато.

Наши политики заявляют, что средняя зарплата россиян, эквивалентная 526 долларам в 2007 году, вырастет к 2020 году до 2,7 тысяч долларов. А ВВП России к 2025 году в пересчете на душу населения достигнет 50% от уровня США, а в 2030 году — 70%. Все замечательно, цели поставлены прекрасные, и я как человек, который хочет, чтобы его дети жили в этой стране, чтобы они могли спокойно гулять по улицам, всеми руками «за». Но! Эксперты говорят, что для достижения таких показателей жизненного уровня населения производительность труда в России необходимо будет увеличить как минимум в 2,5 раза. Кто это будет делать? Львиная доля персонала российских компаний — люмпены, которых не интересуют даже такие традиционные ценности, как рост зарплаты и карьера, и которые будут трудиться только из-под палки. Что с ними делать?

Эффективность компании есть сумма эффективности всех ее бизнес-процессов. А эффективность каждого отдельного бизнес-процесса соответственно завязана на эффективности сотрудников, занятых в том или ином процессе. Если на входе я имею люмпенов, которым проще просить милостыню, парковать машины, или получать мало на работе у меня и не напрягаться, чем учиться, стараться, расти и на выходе получать почет, уважение и много денег, — то рано или поздно мой бизнес ждут глобальные проблемы. И я не верю, что если эти проблемы будут у меня и у тысячи других таких же компаний, то это будут только наши проблемы. Моя точка зрения: сначала рост производительности в 2,5 раза, а уже затем средняя зарплата в 2,7 тысяч долларов. Иначе не получится.