Злые сплетни губят не только репутацию | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Злые сплетни губят не
только репутацию

Устами одного из персонажей «Комедии ошибок» Шекспир высказал весьма проницательную мысль: «Дурные дела умножатся злыми словами». Совершенно верно: слова действуют как усилитель и умножитель.

Автор: Нил Берден

читайте также

Прагматика верности

Волков Вячеслав,  Новаш Ирина

Великие лидеры не думают о себе

Джон Мичел

Как убедить, не убеждая: три приема, которые помогут во время пандемии и не только

Джона Бергер

«Идеи для лидера»: дилемма инноватора, влияние венчурного капитала и польза от ИИ

Никита Щуренков

Устами одного из персонажей «Комедии ошибок» Шекспир высказал весьма проницательную мысль: «Дурные дела умножатся злыми словами». Совершенно верно: слова действуют как усилитель и умножитель. И если бы Бард вел блог, он бы непременно предупредил руководителей о том, как губительна проникнувшая на рабочее место сплетня.

Сплетня — это слухи и оценочные суждения о знакомом человеке, высказанные в его отсутствие. Она не всегда бывает непременно «злым словом», но все мировые религии и самые известные философии настрого запрещали своим приверженцам сплетничать, а подчас даже называли это занятие греховным. В Книге Левит так и написано: «Не ходи переносчиком в народе твоем» (19:16).

Подобные заветы мы найдем и в Коране. Конфуций говорил: «Кто сплетничает и распространяет слухи, тот отклоняется от добродетели». Та же мысль — и в сочинениях античных стоиков, и в современной литературе по личностному росту. Эта мысль повторяется многократно и настойчиво — и на то есть веские основания.

Философы и мудрецы интуитивно чувствовали то, что современная психология умеет объяснять и доказывать: не все наши убеждения формируются и развиваются по строгим законам логики. Встречаясь с новой информацией, наш разум первым делом — так сказать, в режиме по умолчанию — принимает ее за истину. И лишь когда у человека, получившего информацию, найдется время и желание над ней поразмыслить, появляется возможность распознать и каталогизировать ее как ложную. До тех пор она будет храниться в отделе правды. И это особенно опасно, когда мы имеем дело со сплетнями.

Следует также учесть и другие погрешности нашего разума. Мы склонны забывать источники своих воспоминаний и путать контексты.

Недавно я рассказал в аудитории о том, как явственно мне запомнился взрыв шаттла «Челленджер». Я прямо-таки воочию видел, как тренер младшей школы осторожно, стараясь не слишком напугать, сообщил печальную весть мне и моим одноклассникам-шестилеткам. Когда я закончил, один из студентов заметил: старовато я выгляжу для человека, которому на тот момент исполнилось всего шесть лет. Оказывается, «Челленджер» взорвался в 1986 году, когда мне было 12 и я уже учился в средней школе. (Мне пришлось слазить в Google, чтобы убедиться в этой ошибке моей памяти.) И вы тоже можете вдруг «припомнить» услышанное от завзятого сплетника и спутать источники, вообразить, будто информация исходит от надежного человека или источника.

Усиливающий эффект сплетни сказывается особенно скверно, когда сформировавшиеся на основании сплетни убеждения начинают в свою очередь воздействовать на дальнейшее восприятие информации. Наш мозг работает избирательно и склонен принимать данные, которые подкрепляют уже сложившееся мнение, отбрасывая то, что ему противоречит. Это явление — предвзятость подтверждения — описано в книгах по психологии. (Но учтите: когда вы комментируете политические дебаты по сложным вопросам, таким, как свободная продажа оружия или реформа здравоохранения, вы должны располагать доказательствами, а не голословно утверждать, будто участники предвзято подбирают факты). Сплетня опасна, потому что она внушает людям определенные представления и искажает дальнейшее восприятие информации.

Конечно, сплетня может позабавить и развлечь. Это-то ясно. К сожалению, большинство людей не понимает другого: сплетня способна изменить их сознание, то есть их мир. Сплетня может уничтожить на корню стартап и разъесть человеческие отношения в крупной компании. Словом, говоря в духе Шекспира, губительны для мозга злые сплетни.