Теория поколений, или откуда берутся ценности | Большие Идеи

? Этика и репутация

Теория поколений, или откуда
берутся ценности

Помимо изменения акцентов в воспитании, меняются окружение и визуальный фон, в которых растет ребенок

Автор: Евгения Шамис

читайте также

Экономическое объяснение решения Путина

Джастин Фокс

«Это в корне отличается от того, как работают японские компании»

Александр Губский / "Ведомости",  Фото: flickr.com/idhren

10 вопросов, которые помогут совету директоров спасти компанию

Тазим Эссани,  Эндрю Уайт,  Эрик Уилкинсон

Как выяснить, готов ли человек быть руководителем

Анна Раньери

Нам кажется, что всем маленьким детям говорят одно и то же: «Будьте хорошими… Ведите себя хорошо…. Учитесь хорошо». Но это не так — в разные периоды времени нам транслируют разные детали этого хорошего поведения.

Отличная иллюстрация — стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помните: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Приведу для примера несколько ответов папы:

Если мальчик любит труд,

тычет в книжку пальчик,

про такого пишут тут:

он хороший мальчик…

…Этот, хоть и сам с вершок,

спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо,

в жизни пригодится».

Сейчас мы не говорим нашим детям — «Будьте храбрыми!» или «Спорьте с грозными соперниками», мы говорим о смелости, о целеустремленности, порой даже добавляем: «Если можешь, не дерись». Да и про пользу труда мы сейчас практически не разговариваем с детьми. А вот чтение книг активно обсуждается в обществе, но не в смысле, что надо начинать читать (кстати, не тыча в книгу пальчик!) — а в смысле, что помимо компьютера и компьютерных игр надо еще читать книги.

Помимо изменения акцентов в воспитании, меняются окружение и визуальный фон, в которых растет ребенок: игровые площадки, облик улиц, городов, внешний вид людей и их действия. Хорошая иллюстрация — изменение плакатов, которые окружают детей, и, соответственно, сообщений, которые они транслируют. Например, детей Беби-бумеров (это 1943—1963 года рождения в России) окружали жизнерадостные плакаты, на которых люди улыбались, были изображены в движении. Даже слова-лозунги на плакатах показывали активность и целеустремленность: «На поля! На стройки!», «В космос!» или известное высказывание: «Партия сказала: «Надо!» — «Комсомол ответил: «Есть!» Что воспринимает ребенок, глядя на такие плакаты? Что жизнь позитивна, что можно осваивать большие пространства — даже вне земли и что можно строить длинные планы на жизнь, потому что это большие проекты.

Ну и наконец, для каждого поколения происходят свои особенные запоминающиеся события события: полет Гагарина в космос для Беби-бумеров, прощание Олимпийского мишки в 1980-м для поколения Х, 11 сентября для поколения Миллениум. Эти события воспринимаются детьми совсем по-другому, чем взрослыми — они включают другие эмоции, формируют другое отношение к происходящему.

Вроде бы небольшие события. Но именно под влиянием всех этих событий у человека незаметно формируются ценности поколений. Эти ценности совпадают среди больших групп людей, для которых понятны свои особые образы, свои кодовые фразы и свои события. Если ты не относишься к определенному поколению, ты просто не поймешь всего этого, для тебя не будет смысла в некоторых вещах.

Если вы хотите прочитать более подробный материал потому, как работает Теория поколений, смотрите его здесь в разделе "Основы Теории поколений".