Финансовый бизнес под подозрением | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Финансовый бизнес
под подозрением

Почему банкам сегодня необходимо усвоить концепцию прозрачности

Автор: Уилкин Сэм

Финансовый бизнес под подозрением

читайте также

Три причины, по которым совещания по стратегии раздражают вашу команду

Дуг Сандхейм

Не откладывайте важные дела на вторую половину дня

Франческа Джино

Всегда стремитесь к компромиссу

Джон Балдони

«Ни роботы, ни ИИ не смогут заменить сердце»

Руководители финансовых учреждений понимают: в результате глобального кризиса изменится вся система государственного регулирования отрасли. Однако мало кто из финансистов представляет себе, как отразится на работе его организации повышенное внимание к ней общественности, НКО, правительств зарубежных стран, прессы, исследовательских центров, Всемирного банка и МВФ.

Судя по опыту нефтегазовой и других добывающих отраслей, хотя бы раз попав в подозреваемые, «отмыться добела» не так-то просто. Вот уже десять лет как за добывающими компаниями следит целый сонм организаций, требующих, чтобы они стали прозрачными и подотчетными, — это началось после серии скандалов, связанных с контрабандой бриллиантов и коррупцией в странах, богатых нефтью и другими полезными ископаемыми. Теперь этим компаниям приходится вводить в состав советов директоров руководителей, которые отвечают за защиту окружающей среды, и публично оценивать

последствия своей деятельности для общества. Например, Anglo American, добывающая металлы и минералы на всех континентах, регулярно составляет объемный «Отчет для общества». В нем подробно описывается, как отражаются на коренных народностях

проекты компании, какие трудовые ресурсы она привлекает и т.д.

Движение «Инициатива по повышению прозрачности в добывающих отраслях» объединило многие правительства, общественные и международные организации. Благодаря постоянному мониторингу всей системы взаимодействия между госструктурами и добывающими компаниями теперь порядок работы в этом секторе все реже определяется устными «неформальными» договоренностями между политиками и предпринимателями. Сейчас многие компании уже поняли, что прозрачность выгодна им самим, особенно если они работают в странах с высоким уровнем коррупции или политической нестабильности, где взяточничество в порядке вещей.

Такое же сильное давление общественности вскоре испытают на себе банки и финансовые компании. Лидеры глобального движения по наведению порядка в управлении — оно, в частности, занимается проблемой коррупции в России, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии — подозревают, что нынешнему глобальному кризису во многом способствовали порочные законодательные практики. Саймон Джонсон, в прошлом главный экономист МВФ, считает, что правительства должны покончить с «финансовой олигархией», ведь именно она препятствует проведению важнейших реформ. По мнению Дэниела Кауфмана из Института Брукингса (он изучает коррупционность разных систем власти), банковское законодательство не предотвращает злоупотребления и в богатых странах. Так называемая легальная коррупция, например взносы в различные политические организации, цель которых — заручиться благосклонностью регуляторов, — одна из главных причин финансового кризиса, утверждает он. Если это осознает весь мир, то прозрачность станет необходимым условием любой финансовой деятельности. И страны двадцатки уже сделали шаг в этом направлении: совсем недавно они утвердили процедуры взаимоконтроля и теперь смогут оперативно оценивать стабильность финансовых систем друг друга.

Итак, не стоит надеяться на то, что внимание общественности к банкам и другим финансовым организациям ослабнет само по себе. Лучше им всем принять и воплотить идею прозрачности — и тем самым быстрее восстановить изрядно пошатнувшуюся репутацию. И правда, если международное движение за повышение прозрачности в банковской отрасли, подобное тому, что уже успешно действует в добывающей промышленности, наберет силу, то это только пойдет на пользу банкам. А без такого влиятельного общественного органа реформы финансового законодательства, скорее всего, будут либо чрезмерно жесткими, либо откровенно популистскими. Финансовой отрасли не нужны политизированные нормативные акты, разработанные в спешке — чтобы погасить волну общественного возмущения.