Лучший совет в моей жизни | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лучший совет в
моей жизни

ххххх

Автор: Карл-мл. Фред

Лучший совет в моей жизни

читайте также

Стратегия и ее реализация — это одно и то же

Роджер Мартин

Зависть — хороший повод разобраться в себе

Рон Ашкеназ

Как использовать социальное давление

Голдстейн Ноа

«Мы столкнулись со всеми проблемами: от организованной преступности до разъяренных сотрудников»

Сегодня Viking продает все виды профессиональной кухонной техники, но в далеком 1986 году у нас не было ничего: ни денег, ни товаров. Я работал архитектором на полной ставке в строительной компании и снимал под офис обшарпанную комнатушку в старом здании хлопковой биржи в центре Гринвуда, штат Миссисипи, пытаясь в свободное от основной работы время начать собственное дело. Однако кроме кучи эскизов кухонных плит, у меня не было ничего.

У моей жены есть двоюродный брат, Майкл Зито, — в те годы он был управляющим партнером представительства аудиторской компании Touche Ross в Джексоне. Каждый раз, когда он приезжал в наш городок, он заходил к нам и спрашивал, как идут дела с организацией моей маленькой компании. Во время одного из таких разговоров он дал мне лучший в моей жизни совет — наставление, которое заложило основы будущего успеха Viking.

Он сказал: «Фредди, с первого дня ты должен руководить своим бизнесом как публичной акционерной компанией. Действуй так, как будто твоя фирма уже стала крупной. Найми самую известную бухгалтерскую фирму, и пусть она ежегодно проводит у тебя аудит. Найди лучших юристов, которые помогут тебе разобраться в ценных бумагах. Инвестируй в будущее, никогда не соглашайся на что-то, если есть варианты получше, и сразу делай все так, как надо».

В ответ я мог бы расхохотаться — тогда мне было сложно даже платить зарплату сотрудникам, не говоря уже о том, чтобы нанять лучших аудиторов и юристов, но я сразу понял, что Майк прав. По своей природе я не склонен к компромиссам, но все же к висящему на волоске бизнесу я не подходил с такими высокими стандартами. Другое дело вещи, которые я собирался выпускать, — тут меня не надо было убеждать, что качество превыше всего. Чтобы создать фирму, о которой я мечтал, нужно было заглянуть в будущее и представить себе, что оно уже наступило. Мне следовало также перестать воспринимать инфраструктуру своей компании как неизбежное зло, инвестировать в нее больше, чем мне казалось возможным, и верить, что эти вложения окупятся.

Я с ходу попросил Майка считать меня своим клиентом, и он после недолгих уговоров согласился. (Несколько лет мы были самым мелким клиентом его представительства). Затем по рекомендации ­Майка я нанял одну из известнейших адвокатских контор штата — это потребовало от меня определенного мужества, поскольку стоили эти ребята недешево. Затраты окупились довольно скоро: в 1992 году мы смогли заключить сделку с одним из крупнейших финансовых партнеров, Stephens, Inc. из Литтл-Рока. И все благодаря тому, что мы работали с самыми лучшими консультантами, у нас были чистые финансовые документы и безупречная репутация — то есть за нами не тянулся шлейф сомнительных делишек, способный убить любую предпринимательскую деятельность.

Совет Майка и сейчас служит для меня руководством к действию. Я прилагаю все усилия для того, чтобы покупатель нашей продукции, рабочий нашего завода или просто турист, приехавший в дельту Миссисипи и заглянувший в Гринвуд, видел в нас воплощение совершенства; наш девиз — «держать марку во все времена». Кто-то может клепать плиты в цехах, переоборудованных из гаражей, но мы-то взяли на вооружение производственную систему Toyota. Мы построили гостиницу, да такую, что ее не стыдно показать в архитектурном журнале. Мы даем сотрудникам самый щедрый соцпакет: оплачиваем любое образование, будь то вечерняя школа, колледж или университет.

Не хочу, чтобы у вас создалось неверное впечатление: воплощать стремление к идеалу очень непросто. Для вас самих это может быть и трудно, и рискованно, но еще сложнее убедить коллектив и окружение в правильности своих идей, заручиться их поддержкой. Когда я ходил по нашему городку 15 лет назад, я понимал, что не каждый готов встать на мою сторону. Однако прошли годы, мы построили гостиницу, открыли ресторан высокой кухни и кулинарную школу, и это привлекло сюда торговлю, в городе открылось много новых магазинов. Так, шаг за шагом, менялось настроение, и сейчас все больше людей стараются внести свой вклад в процветание Гринвуда и дельты Миссисипи — и цели их так же высоки, как и наши.

Сегодня продукцией Viking торгуют в 82 странах, а показатели текучести кадров и отсутствия на рабочем месте составляют у нас всего 1%. Наши сотрудники считают себя членами «семьи Viking», хотя я сам так никогда не говорю о своей компании. Да, нелегко было последовать совету Майка, но мы вернули вложенные деньги и получили немалую прибыль.

Записала Дейзи Вейдман