Неподнятая целина | Большие Идеи

? Этика и репутация


Неподнятая целина

ххххх

Неподнятая целина

читайте также

Средний бизнес не может позволить себе необдуманный риск

Роберт Шер

Как заработать миллиард на идеях сотрудников

Агнес Риттер

Что стоит за широким жестом Tesla Motors

Каран Гиротра,  Сергей Нетесин

Видео: как менеджеры Apple управляют инновациями

В прошлом номере «HBR—Россия» была опубликована статья Чана Кима и Рене Моборнь «Стратегия голубого океана». Авторы проанализировали поведение первооткрывателей рынков и нашли в нем закономерности. Какой логики придерживаются пионеры? Они сами ответят на этот вопрос.

Сергей Недорослев, председатель совета директоров УК «Каскол», автор и соинвестор проекта авиатакси «Dexter»

Новый рынок строится вокруг потребности человека, которую никто пока не смог удовлетворить. Так родилась идея воздушного такси. Раньше в авиации России никто не возил пассажиров индивидуально. Точнее возили, но за очень большие деньги. А необходимость быстро преодолевать расстояние существовала всегда. Здесь напрашивается пример с Фордом. До него на дорогих машинах ездили в основном члены королевских семей — на пикники. Форд применил новую технологию, сделал продукт доступным для многих и создал новый рынок.

Самое главное — правильно позиционировать продукт в сознании людей. Герой пелевинского Generation «П» быстро понял это, прочитав книгу Эла Райса и Джека Траута «Positioning: the battle for your mind», — и начал двигаться наверх. Вот так и здесь должно быть. По дороге придется сломать не один стереотип. Скажем, люди не привыкли летать на самолете на короткие и средние расстояния, это психологический барьер. Человек садится в свой автомобиль и трясется 6—7 часов, реально рискуя жизнью, хотя может долететь в комфорте и безопасности. На первый взгляд кажется, что «и так всем ясно»: на авиатакси будет удобней и быстрей, но на практике очень не просто сделать полеты естественными для многих. Так что основные битвы идут за мозги людей. Отличный пример «голубого океана» — рынок мобильной связи в начале 1990-х. Это сейчас он измеряется миллиардами, а тогда услугами сотовых операторов пользовались только избранные. Никто даже и подумать не мог, что мобильными станут пользоваться простые люди. Да у большинства и не было такой потребности. Спросили бы вы свою маму: нужен ли телефон в машине? Да зачем? Можно дойти до работы и спокойно поговорить по стационарному. Но операторы сумели заставить людей поверить в то, что они должны быть на связи каждую минуту. То есть верно позиционировали услугу. Результат известен. Еще один удачный пример — взлет брэнда Swatch. До Николаса Хайека часы воспринимали как дорогую вещь, которую передают из поколения в поколение. А он взял и создал коллекцию красивых и дешевых часов по 50 долларов за штуку и заставил молодежь менять их по несколько раз в год. В результате Swatch открыла новую многомиллионную нишу.

Евгений Касперский, основатель «Лаборатории Касперского», руководитель антивирусных исследований компании

Пример с Cirque du Soleil напомнил мне историю нашей компании. Мы тоже создали свой «голубой океан» внутри «алого». С самого начала мы смотрели на антивирусную защиту иначе, чем другие. Еще в середине 1990-х все дружно твердили: проблема вирусов вот-вот будет решена. Каждая программа была конечным продуктом. Мы никак не могли с этим согласиться. Наша индустрия всегда бурлила и будет бурлить, ведь вирусы постоянно меняются. Поэтому мы сфокусировались на инновационной и технической составляющих продукта. Сначала мы выпускали обновления раз в неделю, потом раз в день, а сейчас делаем это двадцать раз в сутки. В результате оказалось, что у нас другой продукт. Как только интернет «выстрелил» и вирусы стали источником заработка, а не хулиганством, стало понятно, что мы не ошиблись. Перепозиционировав антивирусы, мы получили неосвоенное рыночное пространство.

На протяжении последних десяти лет мы находились в идеологическом противостоянии с другими антивирусными компаниями. Они делали в первую очередь конечный продукт: работали над маркетингом, красивым оформлением и т.д., а мы — над оперативной защитой. Иногда нам не хватало ресурсов на «сопровождение», но мы всегда находили их для разработки «движка». Это была не стратегия, а чутье. Мы отталкивались от того, что действуем против агрессивной, активно меняющейся среды, а не удовлетворяем потребности человека. Рынок антивирусов — бесконечная гонка вооружений, здесь постоянно нужно что-то придумывать и находиться в технически подтянутом состоянии. Это не война зубных щеток или порошков, где главное — маркетинг. Я бы сравнил работу на таких рынках, как наш, с деятельностью детективных агентств или даже пожарных бригад, принцип существования которых сильно отличается от других.

Сергей Кущенко, начальник ЦСКА, президент ПБК «ЦСКА»

Мне кажется, первооткрыватели не сталкиваются с какими-то специфическими проблемами. Разве только с одной — осуществить идеи. Фантазии хватает, а вот реализовать задумки получается не всегда. Пять лет назад у меня родилась сумасшедшая мысль — сделать баскетбольной площадкой гигантскую плазму. Это ход имел бы сумасшедшую популярность, но, увы, технологически проект пока не осуществить. Есть и другие, нереализованные пока идеи. Так что без кого не открыть новую нишу, так это без креативных людей. А если к драйву приложить правильную структуру бизнеса, этот микс обязательно принесет результат.

Думаю, директор цирка Ги Лалиберте сам не ожидал такого результата, просто работал с душой. Что-то похожее мы проделали в ЦСКА. Создать новую нишу на деле значило заставить людей ходить на баскетбол. Надо было привлечь не только любителей спорта, но и другие активные группы: молодежь, средний класс. Было понятно, что матч должен стать не просто противостоянием команд, а целым шоу. Изменить восприятие людей — непростая задача. За три месяца мы проделали целую научную работу: провели мониторинг, попытались понять, кто наша аудитория, какую музыку эти люди слушают, какое радио предпочитают. Все ходы разрабатывались уже непосредственно под «своих»: лазерное шоу профессиональная команда чирлидеров, детская комната. В результате у нас получилось сделать матч модным событием. Когда я вижу в зале девушку в золоте и дорогущей шубе или слышу: «А наши в какой форме?», — искренне радуюсь. Значит, люди пришли не только поболеть, но и увидеть шоу показать себя, посмотреть на других. Мой опыт показывает: важно грамотно упаковать продукт. Даже вкусную конфету люди покупают, только если она в красивой обертке. Особенно это касается новых покупателей.