читайте также
В ноябрьском номере «HBR — Россия» была опубликована статья Андрея Дикушина и Дмитрия Пейля «Бегство в цивилизованный бизнес». Анализируя деятельность российских компаний, авторы делают выводы относительно стратегии и тактики слияний и поглощений «по-русски». Сегодня о тонкостях глобализации рассуждают эксперты, в том числе собственники и руководители компаний, сделавших самые громкие приобретения за рубежом.
Рубен Аганбегян, управляющий директор ИГ «Ренессанс Капитал»
Мне кажется, говорить о том, что на смену оттоку капитала пришло время стратегических инвестиций в западные активы, не совсем корректно. Эти явления, по-моему, не взаимосвязаны, и правильнее рассматривать их независимо. Так или иначе, российский бизнес действительно достиг уровня, когда владельцы крупных компаний начинают смотреть на вещи глобально, стремясь увеличить капитализацию и эффективность бизнеса в том числе за счет экспансии в СНГ и дальнее зарубежье. Можно сказать, что Россия и ее бизнесмены находят свое место в мировом бизнес-сообществе. Большинство крупных приобретений, сделанных нашими соотечественниками на Западе, вполне осмысленны и просчитаны. Главная их задача — синергия новых активов с имеющимися. Условно говоря, бизнесмены пытаются претворить в жизнь план, при котором 2+2=5.
Основная проблема, с которой могут столкнуться покупатели из России, кроется не в менеджменте, а в специфике ведения бизнеса. Другая страна — это иная культура и, следовательно, иные правила бизнеса. Скажем, в США сильно влияние профсоюзов, и новому игроку надо это учитывать.
В целом же не вижу причин, по которым наши компании не смогли бы успешно работать на западных рынках. Хотя российский капитализм не имеет такой истории, как европейский или американский, мы уже давно стали частью мировой экономики, а наша экономика никогда не была замкнутой. Еще в советское время мы экспортировали сырье и товары и закупали товары для внутреннего потребления. А потому мнение, что русские появились неожиданно и ниоткуда, неверно.
Каха Бендукидзе, госминистр Грузии по вопросам координации реформ, совладелец и экс-председатель совета директоров ОМЗ
Любая компания должна стремиться стать международной, это естественно. Вспоминаю, как, еще будучи главой ОМЗ, я просил менеджеров рассказать о наших рынках сбыта. Они говорили о Сибири, Дальнем Востоке, европейской части страны — и на этом останавливались. За это я всегда их ругал и спрашивал, видели ли они глобус.
Именно глобализация была целью ОМЗ при приобретении зарубежных активов в Чехии, Румынии, Украине, США и других странах. Разумеется, это были тщательно продуманные и взвешенные сделки. Взять то же приобретение Skoda JS. В мире всего несколько производителей выпускают легководные реакторы, и среди них ОМЗ и Skoda. Было очевидно, что покупка чешской компании резко увеличит нашу рыночную долю и, кроме того, позволит выйти на ту часть мирового рынка, которой у нас не было. Потому мы и приняли решение купить этот актив, соединив две мощные, дополняющие друг друга компании.
Говоря о глобализации, нужно понимать, что российский бизнес устроен совершенно иначе, чем мировой. Многие российские компании привыкли работать в тесной связи с властью и решать таким образом свои проблемы. Некоторые пытаются действовать так же и на Западе, но там эта «административная валюта» не работает.
Могу только догадываться, как будут развиваться отношения бизнеса и власти в России. Очевидно одно: именно от этого будет зависеть процесс глобализации. Ведь намеки, которые делают правящие круги, являются для крупного бизнеса основным индикатором при приобретении зарубежных активов.
Александр Изосимов, генеральный директор «ВымпелКома»
На мой взгляд, авторы статьи слишком категоричны в своих оценках. Тенденция к глобализации российского бизнеса действительно прослеживается, но я не стал бы утверждать, что большинство стратегических инвестиций укладывается в несколько простых шаблонов.
Каждая сделка по приобретению западных активов имеет собственные мотивы и логику, свои цели и задачи. Не думаю, что все активы приобретаются только из-за кажущейся дешевизны. Приведу пример — сделку «ВымпелКома» по покупке «КаР-Тела». Для нас это было своего рода окно, которое открылось и тут же закрылось. И сделано приобретение было потому, что в тот момент возникла возможность, которая соответствовала стратегии компании, а вовсе не по соображениям цены актива. СНГ для нас — стратегический регион, и мы постоянно держим на радарном экране привлекательные компании.
Приобретение активов на территории СНГ — вообще отдельная тема. Российские игроки пытаются застолбить место на развивающемся рынке. При этом экономика стран СНГ на несколько шагов отстает от российской, и наши компании имеют возможность повторить модель, успешно примененную в России. Именно так и было в случае с «ВымпелКомом». У компаний, выходящих на западные рынки, иные мотивы. Но, думаю, предупреждать их о встрече с западными «маститыми ковбоями» излишне. Наивно полагать, что многомиллионные сделки заключаются без серьезного, многомесячного анализа актива. И я уверен, что уровень профессионализма менеджмента наших «голубых фишек» позволяет им выступать на равных с лучшими западными игроками.
Виктор Макушин, президент группы МАИР
Устойчивая тенденция к приобретению западных активов действительно прослеживается. Однако мне кажется, что случаи, когда эти инвестиции носят стратегический, по-настоящему конструктивный характер, можно пересчитать по пальцам на одной руке. Гораздо чаще такая покупка — просто вынужденный шаг. Объясняется он просто: наши компании стремятся диверсифицировать риски, чтобы в случае проблем в России сохранить хоть какой-то бизнес (который впоследствии можно будет продать, пусть и в пять раз дешевле).
Те же игроки, кто инвестирует целенаправленно, ставят своей задачей расширение бизнеса, синергию. Приобретя Centromet, мы получили продавца металлолома с хорошей репутацией и именем за рубежом, с сильным менеджментом и наработанными партнерами. Пожалуй, это и было нашей главной целью. Разумеется, покупка была тщательно продуманным и логичным шагом — швейцарская компания уже долгие годы обслуживала нас, и мы знали ее, что называется, как облупленную. Поэтому целесообразность приобретения не вызывала никаких сомнений.
Однако, присматриваясь к западной компании, нужно отдавать себе отчет, что оторвать по дешевке лакомый кусок не удастся. Денег за границей ничуть не меньше, чем у нас, и халявы там давно нет. Думаю, бизнесменам, планирующим инвестировать в западные активы, в первую очередь надо объективно оценить свои возможности, и если ярко выраженных конкурентных преимуществ перед иностранцами изначально нет, то лучше даже и не пытаться делать инвестиции за рубеж Казалось бы, все это прописные истины, но практика показывает, что многие наши соотечественники все еще пытаются взять Запад наскоком.