Зверская работа. Беседа с дрессировщиком Мстиславом Запашным | Большие Идеи

? Этика и репутация

Зверская работа. Беседа с дрессировщиком
Мстиславом Запашным

Автор: Фалалеев Дмитрий

Зверская работа. Беседа с дрессировщиком Мстиславом Запашным

читайте также

Татьяна Бакальчук: «Ошибки — неотъемлемая часть роста»

Четыре стратегии для создания эффективного гибридного офиса

Джим Кин,  Тодд Хайзер

«Вперед, действуй»: как супербоссы делегируют полномочия

Сидни Финкельштейн

Как «Яндекс» выращивает инновации

Елена Бунина

Однажды известный дрессировщик Мстислав Запашный приехал на гастроли в Баку. Во время репетиции на него напал один из тигров. От смерти артиста спасли лишь орудия труда — палки, которыми он пользуется на занятиях, но руку ему зверь прокусил насквозь. По недосмотру местного эскулапа у дрессировщика началось заражение крови, которое едва не привело к ампутации руки. Выздоровев, Запашный захватил рабочий револьвер и отправился к горе-доктору. До стрельбы, к счастью, не дошло, но работы тот врач лишился.

Наверное, без жесткости и решительности хорошим дрессировщиком не стать. Напрашивается и другой вывод — работа руководителя сродни укрощению диких животных: тут тоже нужен характер.

О том, как подчинять себе смертельно опасных хищников, редактору «HBR—Россия» Дмитрию Фалалееву рассказал народный артист России, гендиректор Росгосцирка Мстислав Запашный.

Считается, что главное в дрессировке животных — жестокость, будто бы только так можно опасных хищников сделать послушными.

Раньше в западном, да и в русском цирке практиковались подчеркнуто брутальные ходы: укротитель выходил на арену с револьверами за поясом и бичом в руке, он стрелял в воздух — и львы разбегались. Но это был лишь прием, призванный произвести на зрителей определенный эффект. Ведь некоторые люди ходят на автогонки, только чтобы поглазеть, как человек разобьется, а в цирк — в надежде увидеть, как съедят дрессировщика. На такой нездоровый интерес цирк сначала и рассчитывал, отчасти с этим связаны мифы о жестоком обращении с животными.

Кроме того, многие уверены, что иначе как жестокостью управлять опасными хищниками — тиграми и львами — нельзя. Разумеется, это заблуждение, просто мало кто знает повадки животных, норму их поведения. Когда тигр рычит, зрители уверены, что он настроен агрессивно и собирается напасть. А на самом деле это всего лишь его природный способ общения.

То есть в дрессуре метод кнута не имеет права на жизнь?

Нет, конечно. Современная дрессура — это в первую очередь доброта, гармония. И на выступлении, и на дрессировке. У моего сына (дрессировщика Мстислава Запашного-младшего. — Прим. ред.) есть номер, где он работает с тиграми под Шестую симфонию Чайковского. Это помогает и ему самому, и животным работать, расслабляет, настраивает на нужный лад, да и зрителям нравится гораздо больше, чем показная жестокость на арене.

Но ведь история знает и примеры укрощения животных?

Да, на Цейлоне силой укрощали слонов, чтобы они таскали бревна. Но на арене цирка это невозможно — люди не будут смотреть на запуганное животное. К тому же психически неустойчивый тигр или лев может причинить немалый вред, поэтому в дрессировке всегда нужно искать компромисс.

Жесткие методы вообще не годятся?

«Жесткость» — не то слово, правильнее говорить о требовательности. Вот зовешь тигра, а он не идет. Тогда даешь ему мяса — приходит. Потом пробуешь без мяса. И требуешь, требуешь…

Негуманной школы дрессировки не может быть в принципе. На любое действие животное обязательно ответит: рано или поздно отомстит за обиду. К тому же, что значит, например, бить слона или тигра: да он одним движением может убить человека! Подтверждений тому полно. Недавно в уголке Дурова слониха растоптала дрессировщика с двадцатилетним стажем.

Что это — результат неправильного обращения с животным?

Разумеется. В моей практике тоже были похожие случаи, правда менее драматичные. Возьмешь на работу служащего, а через месяц замечаешь, что, когда он подходит к клетке, тигр в ярости бросается на него. Почему? Да потому, что, вместо того чтобы поговорить с животным, попытаться как-то приучить его к себе, расположить, этот человек, прежде чем кормить тигра, отгонял его от миски шваброй. Животное такое запоминает и соответственно отвечает. Любое животное. Попробуйте жестокими методами заставить что-нибудь сделать кошку или собаку— результат будет таким же. В цирке же мы имеем дело с тигром, а у него 12-сантиметровые когти и клыки.

То есть гуманность — единственно эффективный метод работы.

Именно так. Вот послушайте историю. Однажды мне привезли уже взрослого трехлетнего тигра, четыре метра от носа до кончика хвоста. Его звали Ветерок, а я окрестил его Тайфуном. Он боялся

и ненавидел людей — даже не прикасался к еде, если человек стоял около вольера. Только на то, чтобы войти к нему в клетку, я потратил шесть месяцев. Дрессировать его в тот момент было нельзя, он стал бы еще агрессивнее. Я ухаживал за ним, показывал, что желаю ему добра. А позже он стал моим лучшим тигром, звездой и любимцем публики. И вот однажды я уехал в отпуск а Тайфун затосковал, перестал есть. Когда я через двенадцать дней (а больше чем на две недели от животных уезжать нельзя, иначе они отвыкают) вернулся в Москву, то нашел его на последнем издыхании — он похудел с 380 до 80 килограммов. Дождавшись меня, он подполз, положил мне голову на колени, вздохнул и умер. Как, по-вашему, объяснить такое отношение?

Какая грустная история… Но давайте отвлечемся от тигров и поговорим о дрессировщике. Чтобы управлять хищниками, нужны особые качества?

Думаю, в нашей профессии, как, впрочем, и в любой другой, человеческие качества значат гораздо больше, чем античеловеческие. Дрессировщик должен быть хорошим психологом, ведь общение с животным — это борьба характеров. И тут главное — выдержать свою линию. У меня жена уже много лет дрессирует морских львов, а кота домашнего распустила, и он стал диктовать свои условия. Это то же самое, что с людьми: нельзя давать слабину.

Известно много случаев, когда взрослое животное, как кажется, меняет характер и бросается на хозяина. И это тоже связано с борьбой характеров: зверь почувствовал силу, а человек вдруг посягает на его территорию, и это вызывает у него такую оборонительную реакцию.

То есть непоследовательное поведение может вызвать у животного агрессию?

Да, можно так сказать.

Если жесткие методы неприемлемы, то как же добиться от животного нужного результата?

Это опять же вопрос о качествах дрессировщика. Очень важны терпение и выдержка. Если у дрессировщика нет выдержки, чтобы повторять одно и то же по многу раз, толку от его работы не будет. Даже в школе педагог, бывает, не выдержит и в сердцах даст затрещину нерадивому ученику. А дрессировщику нельзя этого делать. Иначе ему потом придется в десять раз больше работать, чтобы восстановить положительное отношение животного, его доверие. Поэтому, стиснув зубы, сдерживаешь себя и продолжаешь занятия.

И тут мы выходим на еще одно важное для дрессировщика качество: упорство. Плохо отработали спектакль тигры — сразу после выступления загоняешь их в манеж и повторяешь номер сначала, до тех пор пока они не выполнят его безупречно. А вот когда программа отработана хорошо, даешь заслуженное лакомство. Вообще, еда — основной инструмент воспитания.

Разве голодный тигр не становится агрессивным?

Перед дрессировкой животных вообще нельзя кормить! Только после репетиции на сытый желудок они хуже работают. Кстати, профессиональные дрессировщики во время дрессировки не подкармливают животное. Мы должны сделать так, чтобы у тигра, льва, да у любого животного в подсознании отложилось, что он получает еду только после правильно выполненного номера. И ни в коем случае не за промежуточный результат! Непрофессиональные дрессировщики очень часто делают так: сел тигр на тумбу — кусочек, подошел к дрессировщику — еще кусочек. Это принципиально неверный подход, хотя он поначалу и облегчает работу. Тигр должен знать, что награда его ждет только после выполнения всего комплекса.

Почему его нельзя подкармливать за отдельные действия?

Так животное не усваивает материал, не закрепляет его. Если вы будете бездумно зубрить каждый день один и тот же абзац из книги, то не запомните прочитанного, сколько бы ни потратили времени. А вот если не читать повторно, а начать вспоминать текст, то будет гораздо эффективнее, потому что вы сами вкладываете в себя это знание. То же самое с тигром. И если не придерживаться этого правила, то он потом без куска мяса и шагу не сделает.

Еще вы говорили о требовательности.

Тигр рождается с пятью рефлексами: охота, убийство, еда, сон и половое влечение. А задача дрессировщика — развить дополнительные рефлексы. И чем упорнее ты это делаешь, тем усерднее животное работает. Тигр — тот же ученик, которого надо приучать к дисциплине. Бывает так он допустил вроде незначительную ошибку (по идее, можно бы и не обращать на нее внимания), но ошибка будет повторяться и каждый раз усугубляться, поэтому ее надо пресекать с самого начала. Лучше никогда не доводить дело до радикальных мер.

Дрессировщик должен постепенно внушить животному, что именно ему нужно делать и как. И это непросто. Некоторые дрессировщики буквально понимают выражение «кнут и пряник». Это абсолютное заблуждение. Кнут — ни в коей мере не физическое воздействие: это, скажем, не накормить животное, пока оно не сделает то, что нужно. Если наказывать тигра физически, он будет прятаться, а потом выберет момент и кинется на дрессировщика. Вообще, дрессировка — сложный, даже, можно сказать, научный процесс.

То есть?

Например, когда начинаешь дрессировать животное, в тетрадке скрупулезно отмечаешь каждую мелочь, происшедшую во время занятия, записываешь каждое движение — свое и тигра. А потом думаешь, что вызвало то или иное действие животного, что повлияло на его поведение, ищешь взаимосвязи. Это действительно наука, и того, кто этого не понимает, животное обязательно подловит на какой-то недоработке.

На занятиях мы иногда экспериментируем. Допустим, я что-то скомандую, а ассистент в это время громко ударит по жестяному щиту. Животное среагировало, всполошилось, этим можно воспользоваться. И в следующий раз его не надо будет гнать палкой в вольер.

Вы сами эти приемы придумываете?

Есть учение Павлова и Сеченова об условных и безусловных рефлексах, которое я внимательно изучал. И эти знания активно применяю.

Какие еще профессиональные трудности в работе дрессировщика вы бы отметили?

Помимо всего перечисленного сложность нашей работы еще и в том, что часто приходится руководить сразу несколькими животными. А сообщество животных очень напоминает человеческий коллектив. Скажем, когда в сложившийся круг людей вливается новичок, есть вероятность, что он не сойдется с другими и возникнет конфликт. И у тигров такое не редкость. Притирка животных — вообще отдельная тема.

Если только что появившегося тигра сразу запустить в общую клетку, конфликт неминуем. Введение новичка в тигриный коллектив — долгая работа. Сначала ты отводишь ему отдельную клетку и ставишь ее рядом с клетками других животных, и они постепенно начинают друг к другу привыкать. Затем начинаешь их кормить рядом, и только спустя несколько месяцев отношения между животными нормализуются. А теперь представьте себе, каково это, если тигров двенадцать, как сейчас у моего сына! И ведь с каждым обязательно надо все проработать отдельно.

А нельзя отрабатывать навыки «всей командой»?

Есть правило: минимум час в день посвящать каждому тигру, а после проводить двухчасовое общее занятие.

А есть ли иерархия у животных?

Да, у них, как и у людей, есть лидер, ему все подчиняются. Сейчас у нас работает тигрица Джина, настоящий лидер, заводила: кого-то укусит, на кого-то «прикрикнет». Мне достаточно подойти к ее клетке и посмотреть на ее поведение, чтобы понять, как будет вести себя труппа. И я уделяю ей больше внимания: контролирую, успокаиваю, если нужно. А когда Джина успокаивается, притихают и другие тигры. Лидер в тигрином коллективе — своеобразный барометр.

И как вы на нее воздействуете?

Я должен ее перехитрить — отвлечь от всего, что будет мне мешать, и возбудить интерес к тому, что нужно мне. Это и есть главная задача дрессировщика — изменить направление мысли животного. А управлять коллективом животных можно, лишь управляя настроением вожака. Если Джина агрессивна, за полчаса до выступления даем ей валерьянки и не трогаем: пусть успокоится.

Как вы гасите агрессию животного?

Ее надо предотвращать, а не гасить. Это как с человеком: если он нервничает не надо подливать масла в огонь. Когда животное начинает метаться, зачем мне идти к нему в клетку? Я сяду рядом, поговорю с ним, попытаюсь успокоить…

И вообще, нужно с самого начала приучить животное к тому, что приход человека — не обязательно работа. Для этого я прямо в клетке ставил стол и играл с партнером в нарды. Я живу с тиграми, общаюсь с ними, я не надсмотрщик, при появлении которого надо сразу начинать прыгать сквозь горящий обруч.

А что делать, если назревает конфликт между животными?

Когда ты видишь в глазах тигра агрессию, надо его отвлечь, просто окрикнуть, дотронуться — как-то разрядить атмосферу. Кроме того, по периметру клетки стоят помощники, которые предупреждают дрессировщика, если их что-то настораживает, отвлекают при необходимости внимание тигров.

Как вы узнаете, что тигр приготовился к нападению?

По «лицу» — как и с человеком. В такие моменты тигр особенно пристально следит за потенциальной жертвой. Он особенно опасен тем, что может сидеть спокойно, а потом в доли секунды перемениться и напасть. И в этот момент я должен отвлечь его внимание.

Как далеко можно зайти в отношениях с животным?

Действительно, тут важно не переходить границы, не позволять себе лишнего.

Вы, наверное, помните печально известных Берберовых: они держали в квартире пуму и льва, которые впоследствии убили нескольких членов семьи. Объяснение этой трагедии простое. Животные что-то не поделили между собой и стали выяснять отношения, а ребенок, он в это время делал уроки, попытался их разнять. И тогда лев и пума растерзали его.

Нельзя было вмешиваться! И дрессировщик в такие моменты должен уходить из клетки. Мы, правда, этого не делаем — жалко животных, ведь растерзают друг друга. Такой случай уже был: два тигра ночью подрались и победитель наполовину съел проигравшего.

Как вы приучаете животных к выступлениям на публике? Ведь они, наверное, при этом испытывают стресс?

На репетициях мы моделируем обстановку больших выступлений, приучаем животных к стрессовой обстановке. Чтобы они привыкли к аплодисментам, сажаем на репетицию детей, солдат по краю арены ходят служащие, которые вдруг начинают шуметь. Мало ли что может произойти на представлении — мы должны быть готовы ко всему.

Как вы отбираете тигров? На какие качества и особенности животного обращаете внимание?

На смелость. Достаточно просто топнуть ногой, чтобы понять, подходит нам животное или нет. Оно должно заинтересоваться, это значит, что от природы он не пуглив. Обязательно смотрим, как животное играет — вялое оно или подвижное. Процесс отбора и воспитания очень сложен. Например, знаменитый немецкий укротитель XIX — начала XX века Карл Гагенбек, готовя животных для цирковых трупп, из 36 особей в среднем оставлял для работы лишь шесть. А вообще, слабого в тигрином коллективе почти всегда забивают. Мы, бывает, берем у матери рахитичного котенка, потому что его жалко, но здорового, полноценного животного из него все равно не вырастает. Это естественный отбор по Дарвину.

Что вы делаете с агрессивными животными?

Агрессивных отсеиваем. Ведь такого — только бить, иначе с ним нельзя, поэтому проще отдать его в зоопарк или выпустить на волю.

Последний вопрос: как бы вы сформулировали основной принцип работы дрессировщика?

Ничто человеческое животным не чуждо, и, пожалуй, это самое главное, что нужно уяснить.