«Климатическое отчаяние»: что ждет бизнес и общество в 2020 году | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Климатическое отчаяние»: что ждет бизнес и общество в
2020 году

Восемь событий 2019 года в области устойчивого развития, которые определят будущее

Автор: Эндрю Уинстон

«Климатическое отчаяние»: что ждет бизнес и общество в 2020 году
Sarah Silbiger/Getty Images

читайте также

Выплаты гендиректорам: взгляд инсайдера

Лафли Алан

Как чтение может развить ваш эмоциональный интеллект

Кристин Сейферт

Квартальный отчет Apple не должен пускать нам пыль в глаза

Хуан Пабло Васкес Сампере

Стресс не прекращается: что делать?

Ребекка Найт

В своем ежегодном обзоре главных тем в области устойчивого развития и бизнеса — другими словами, сюжетов о том, как компании пытаются решать экологические и социальные проблемы и использовать возникающие при этом возможности — я всегда уделяю много внимания изменению климата. Но теперь эта тема уже не ежегодная, а постоянная. Список экстремальных, трагических и нанесших большой ущерб погодных катаклизмов в минувшем году шокирует: рекордная жара в Европе, июньский град в Мексике, сильнейшие наводнения в Небраске, бесконечные пожары австралийских лесов и чудовищные разрушения от тропических бурь в Мозамбике и на Багамах. К сожалению, это стало нормой.

Изменение климата стало и теперь всегда будет главной темой, контекстом всего остального (по крайней мере, в ближайшем будущем). Тем не менее в минувшем году отношение к проблеме значительно изменилось, и это заслуживает особого внимания. Давайте рассмотрим восемь самых знаменательных событий 2019 года в области устойчивого развития.

1. Стремительный рост протестного движения по борьбе с изменением климата

В конце года журнал Time назвал 16-летнюю экологическую активистку Грету Тунберг «Человеком года» — она стала самым молодым обладателем этого звания за всю историю. С конца 2018 и на протяжении 2019 года она стояла у истоков вновь возникшего глобального движения, говорила правду сильным мира сего и привлекла более 10 млн подписчиков в социальных сетях.

Ее инициатива не осталась без внимания: десятки тысяч бельгийских подростков услышали ее призыв и в январе 2019 года еженедельно выходили на акции протеста перед штаб-квартирой ЕС в Брюсселе. 15 марта прошли миллионные демонстрации по всему миру. В сентябре люди вышли на улицы Нью-Йорка в связи с саммитом ООН по климату, куда Грета приплыла на парусной яхте (в знак поддержки растущего движения против использования авиации — так называемого «флайтшейминга»).

Молодежь возглавляет борьбу с изменением климата, и бизнес должен подхватить инициативу. Эти дети, поколение Z, скоро вольются в ряды избирателей и потребителей, а в совокупности с миллениалами они уже составляют половину всей мировой рабочей силы. Поэтому неудивительно, что еще одно выросшее в минувшем году важное движение протеста было инициировано сотрудниками корпораций. Более 8,7 тыс. работников Amazon подписали открытое письмо генеральному директору Джеффу Безосу с требованием разработать план активных действий по борьбе с изменением климата. В сентябре сотрудники Microsoft организовали забастовку в знак протеста против «причастности компании к климатическому кризису». Если компании хотят привлечь и удержать лучших специалистов, они должны иметь сильную климатическую стратегию.

2. Мир все больше осознает серьезность климатического кризиса

Экологи не первый год спорят, можно ли добиться страшными пророчествами каких-то действий или предсказания конца света только угнетают людей. Трудно сказать, но в прошедшем году появилось еще одно довольно внушительное предостережение. В получившей широкую огласку книге «The Uninhabitable Earth» («Необитаемая Земля») автор Дэвид Уоллес-Уэллс утверждает, что паника может быть вполне оправдана, наглядно рисуя картину глобального потепления на три, четыре или более градусов по Цельсию (и картина эта очень пугающая).

Не осталось в стороне и научное сообщество, выдав нам, как написала редакционная коллегия издания The New York Times, «триаду пугающих докладов». Мы узнали, что (1) влияние на земельные ресурсы планеты настолько сильно, что под угрозой уже наша продовольственная безопасность и способность экосистем улавливать атмосферные выбросы, (2) нам грозит истощение океанов и гибель коралловых рифов, (3) мы даже не приблизились к необходимому темпу сокращения выбросов, чтобы можно было предотвратить эти последствия. Журнал Nature писал, что приближается «переломный момент в изменении климата», а банк HSBC оценил потенциальные расходы на здравоохранение в триллионы долларов.

Многие стали задумываться о проблеме. Все больше американцев теперь считают ситуацию кризисной (неудивительно, что «климатическое отчаяние» стало отдельным знаковым явлением в 2019 году). Появляется все больше данных об экономических издержках изменения климата. Крупные компании обнародовали и описали существенные риски в отчете для CDP (ранее Carbon Disclosure Project — «Проект по раскрытию информации о выбросах парниковых газов»): например, банки ожидают дефолта по ипотечным кредитам в затопленных регионах, штормы будут повреждать оборудование AT&T, а нехватка воды осложнит жизнь для Coca-Cola. Расходы перестали быть теоретическими выкладками. Но компании также указали в материалах для CDP и положительные перспективы: триллионы долларов доходов на потенциальных рынках низкоуглеродных технологий.

3. Государственные и корпоративные амбиции в отношении климата и устойчивого развития растут

Прошедший год был ознаменован двумя крупными предложениями: (1) обширный свод новых законов в США, получивший название «Новый зеленый курс», и (2) «Зеленое соглашение» ЕС, в основе которого принципы экономики замкнутого цикла. Можно спорить о том, реалистичны ли подобные политические предложения, но масштаб мышления обнадеживает и подстегивает дальнейшее обсуждение проблемы.

То же можно сказать и о целях компаний, которые становятся все амбициознее. «Начальные ставки» на лидерство в области устойчивого развития растут. Хорошим показателем можно назвать ускоренные темпы выполнения корпоративных обязательств в отношении использования 100% возобновляемых источников энергии (в рамках инициативы RE100), постановки научно-обоснованных целей (уже более 740 компаний) и активное сокращение выбросов парниковых газов для сдерживания глобального потепления в пределах 1,5 °С.

Вот несколько конкретных примеров принятых на себя компаниями в 2019 году масштабных обязательств:

  • К 2040 году Amazon намерена достичь нулевого баланса выбросов и планирует закупить 100 тыс. электромобилей.

  • Ikea выделила дополнительные €200 млн инвестиций, чтобы к 2030 году достичь нулевого баланса выбросов.

  • Немецкая цементная компания Heidelberg обязалась к 2050 году выпускать бетон с нулевым уровнем выбросов.

  • Компания Ingersoll Rand, владелец крупных брендов систем вентиляции и кондиционирования HVAC, таких как Trane (мой клиент), пообещала сократить выбросы углекислого газа своих клиентов на 1 гигатонну.

  • Компания Kellogg обещает улучшить жизнь 3 млрд человек, реализуя проекты в области питания, и выделить ресурсы, чтобы накормить 375 млн человек.

Задачи могут показаться непосильными, но компании по-прежнему достигают поставленных целей раньше срока (например, цель конгломерата Citi — вложить $100 млрд в борьбу с изменением климата).

4. Лидеры бизнеса подвергают сомнению приоритеты акционеров и капитализма

В августе около 200 руководителей гигантских транснациональных корпораций (членов ассоциации Business Roundtable) заявили, что больше не будут, как многие годы, преследовать исключительно цели роста доходов акционеров. По их словам, цель корпорации — «создавать ценность для всех заинтересованных сторон». Возможно, отчасти это просто заявления, но, по ощущениям, это был переломный момент. Например, из результатов ежегодного масштабного опроса Accenture генеральных директоров международных компаний следует, что настроения поменялись. Как сказал генеральный директор компании Pernod Ricard: «Мне нужно понять, где потребители хотят нас видеть через десять лет... организации, которые нацелены лишь на получение прибыли, вымрут».

Деловые круги, по сообщениям СМИ, «запаниковали» и «озаботились» судьбой капитализма, задаваясь вопросом, правильная ли это модель в условиях изменения климата и неравенства. Издание The Economist посвятило проблеме климатического кризиса отдельный выпуск, а газета The Financial Times запустила сайт о «перезагрузке» капитализма. Редактор FT также провозгласил смерть экономики просачивающегося богатства и «неограниченного капитализма».

5. Рост инвестиций в устойчивое развитие

Инвестиции в устойчивое развитие становятся более распространенным и, по мнению многих, повсеместным явлением. Данные показывают, что поток вложений в фонды устойчивого развития нарастает. И в отдельных случаях это касается и крупных финансовых институтов. На мероприятии для крупного банка, на котором я выступал, глава международной компании по управлению частным капиталом сказал, что главным требованием клиентов стало разнообразие вариантов целевого социального или экологического инвестирования. Также стремительно растет сегмент «зеленых облигаций», которые позволяют компаниям выпускать долговые обязательства для инвестирования в проекты устойчивого развития.

Еще одно масштабное явление в минувшем году — массовый отказ от инвестирования в ископаемое топливо. Группа инвесторов с активами в $11 трлн, Норвежский фонд национального благосостояния с триллионом долларов, один из крупнейших государственных инвесторов Китая, французская страховая компания AXA и Европейский инвестиционный банк обязались больше не вкладывать средства в угольные проекты или ископаемое топливо. Многим становится ясно, что изменение климата само по себе и принимаемые меры по его предотвращению несут с собой серьезные финансовые риски и необратимо влияют на стоимостные оценки.

6. Все больше компаний занимают принципиальную позицию

После очередного трагического случая массовой стрельбы, на этот раз в супермаркете Walmart в Эль-Пасо, штат Техас, крупнейшая в мире розничная сеть изменила свою политику в отношении оружия. Генеральный директор Walmart Даг Макмиллон написал открытое письмо своим 2,2 млн сотрудников о том, что компания прекратит продажу патронов для короткоствольных винтовок. Другие крупные ритейлеры, такие как Walgreens и Kroger, обратились к покупателям с просьбой прекратить открыто носить оружие в магазинах, и 145 генеральных директоров компаний призвали Сенат США принять адекватные законы об оружии. Есть ли финансовый риск в жесткой позиции? Возможно, однако в 2019 году компания Dick's Sporting Goods объявила, что у нее были лучшие за шесть лет квартальные продажи, которые, очевидно, не пострадали от двухлетнего отказа от реализации боевого и охотничьего оружия.

Компании столкнулись и с другими сложными социальными проблемами. Технологические гиганты Microsoft, Google, Salesforce и Apple пообещали миллиардные инвестиции в борьбу с жилищным кризисом и бездомностью возле своих штаб-квартир. И еще раз проявила инициативу Walmart, выступив с призывом о повышении минимальной заработной платы. Около 200 руководителей компаний даже вступили в дебаты об абортах, заявив, что ограничительное законодательство вредно для бизнеса. Наступает время «проснувшегося капитализма», как его иногда называют. Конечно, не все попытки занять принципиальную позицию прошли по плану. Мужская марка товаров для бритья Gillette с благими намерениями выпустила рекламу, призывающую мужчин избегать «токсичной маскулинности», за что некоторые их похвалили, но многие и раскритиковали.

7. Гамбургеры на растительной основе занимают центральное место в новой системе питания

В 2019 году веганские предложения от компаний Impossible и Beyond Meat перекочевали из разряда диковинок на любителя в категорию стандартных позиций в меню Burger King, McDonald's, Dunkin’ Donuts, Subway, White Castle, KFC и Carl's Jr. Они также продаются в десятках тысяч продуктовых магазинов. В Burger King с появлением бургера Impossible Whopper связывают зафиксированный компанией лучший квартальный финансовый результат за прошедшие четыре года. А когда в мае компания Beyond Meat стала публичной, это был самый успешный с начала года выход на IPO. Тренд альтернативных белков также носит и глобальный характер: компания Omni Pork из Гонконга предлагает веганские заменители мяса по всей Азии. Этот сдвиг важен, потому что на традиционную продовольственную и сельскохозяйственную отрасли (в частности, разведение коров) приходится не менее четверти мирового объема выбросов парниковых газов. И Impossible, и Beyond Meat оставляют значительно меньшие экологические последствия, чем промышленная говядина.

В ответ на это традиционный продовольственный бизнес больше говорит о регенеративных системах и, в частности, о «восстановительном сельском хозяйстве». С помощью этих новых методов производства представители аграрного сектора обещают выращивать продовольственные культуры и разводить крупный рогатый скот, улавливая огромное количество парниковых выбросов, что обогатит почву и поможет бороться с изменением климата. Регенеративное сельское хозяйство было ключевой темой и на ежегодном собрании Национального союза фермеров в США, где я выступал в марте. Крупные оптовые покупатели продуктов питания тоже серьезно относятся к вопросу: генеральный директор Danone Эммануэль Фабер, выступая в ООН, сказал, что «продовольственная система, которую мы выстраивали последние сто лет, в будущем обречена». Делать выводы еще рано, но следите за новостями.

8. Еще активнее развиваются чистые технологии, особенно электромобили

Здесь можно выделить несколько основных тем:

Чистые технологии продолжают дешеветь. Издержки строительства объектов солнечной и ветроэнергетики все больше снижаются, мы достигли «переходного момента» для угольной энергетики: уже три четверти американских угольных электростанций теперь дороже в эксплуатации, чем новые возобновляемые источники энергии. В апреле США впервые объем производства энергии из возобновляемых источников, превысил показатель угольного сектора, а в ряде стран, таких как Великобритания, Швеция, Дания, Португалия, Никарагуа и Коста-Рика, низкоуглеродная энергетика уже обогнала ископаемые виды топлива. Также растут и корпоративные закупки чистой энергии: в первой половине 2019 года новые закупки превысили прошлогодние на 20%.

Все большее распространение получает электрический транспорт. Следующий ископаемый вид топлива, который будут вытеснять чистые технологии под влиянием ценовых факторов, — это нефть, отчасти из-за серьезного изменения в автомобилестроительных технологиях. В январе сообщалось, что пик продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, возможно, пройден в 2018 году. Электромобили по-прежнему составляют небольшую часть автомобильного парка, но другие виды электрического транспорта быстро развиваются (в том числе широко разрекламированный пикап от Tesla). На дорогах Китая работают более 400 тыс. электрических автобусов (в США их всего несколько сотен), и 60 млн индийцев каждый день ездят на электрических рикшах, которые — пока еще бессистемно — приходят на смену трехколесным аналогам, работающим на дизеле и газе. Автомобилестроительный концерн Daimler пошел ва-банк и объявил, что больше не будет работать над двигателями внутреннего сгорания, а все ресурсы НИОКР направит на электрокары. И в качестве символической премьеры, одна бензозаправочная станция в Мэриленде уже переоборудована в станцию подзарядки.

Инновации могут помочь сократить выбросы в самых тяжелых и энергоемких отраслях. Немецкий производитель стали Thyssenkrupp провел испытания с использованием на производстве водорода, а поддерживаемый Биллом Гейтсом стартап разрабатывает технологии фокусирования солнечной энергии, позволяющие повышать температуру рабочей среды до 1000 ?C — этого достаточно для производства цемента, стали, стекла и многого другого.

Чего ожидать в 2020 году

Некоторые интересные события ушедшего года могут указывать на грядущие еще более серьезные перемены:

  • Для компаний становится все более актуальным использовать рычаги политического влияния и добиваться от властей активных мер по борьбе с климатическими проблемами, а не просто деклараций о поддержке. Вполне возможно, что в 2020 году руководители бизнеса в крупнейших мировых и региональных столицах будут высказываться в пользу климатической политики.

  • В некоторых регионах, особенно в Индии, остро стоит проблема нехватки воды, от чего пострадают и люди, и бизнес.

  • Разработчик программного обеспечения SAP и производитель рыбных консервов Bumble Bee Tuna использовали блокчейн для отслеживания перемещения рыбы от океана до стола. Когда-нибудь подобный метод управляемой на основе данных цепи поставок получит стремительное развитие.

  • Журнал Vogue, пользуясь влиянием своего бренда и благодаря широкому охвату аудитории, намерен информировать потребителей о принципах устойчивой моды и возможностях повторного использования изделий ради уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Возможно, возникнет реальное движение за пересмотр привычных моделей потребления.

  • Большое значение будут иметь президентские выборы 2020 года в США. Сосредоточится ли крупнейшая в мире экономика на климате и других насущных глобальных проблемах или продолжит возводить барьеры и концентрироваться лишь на собственных задачах?

Как всегда, невозможно по-настоящему подвести итоги года, когда все настолько быстро меняется. Я уверен, что пропустил много знаменательных событий. И хотя в это трудно поверить, несколько дней назад началось новое десятилетие. Возможно, это новое начало. Будем надеяться, что устойчивое развитие станет основным направлением работы в ближайшие годы.

Об авторе. Эндрю Уинстон (Andrew Winston) — бизнес-консультант по экологическим и социальным вопросам. Автор книг «The Big Pivot» и «Green Recovery», соавтор бестселлера «Green to Gold».