Что я узнала о должностной преступности | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что я узнала о
должностной преступности

Экс-прокурор Южного округа Нью-Йорка о беловоротничковой преступности

Что я узнала о должностной преступности

читайте также

«Это провал!»: как восстановиться после крупной неудачи

Рон Каруччи

Лидер не по шаблону

Билл Джордж,  Маклин Эндрю,  Мейер Диана,  Питер Симс

Путешествия сделали из меня хорошего предпринимателя

Джиллиан Моррис

«В месте, где должно быть милосердие, у нас все время пустота»

Анна Натитник

В 1970-е годы, когда я начинала юридическую практику в офисе федерального прокурора Южного округа Нью-Йорка, беловоротничковая преступность почти никого, кроме нас, не интересовала. Прокуроров больше волновали убийства, наркобароны и ОПГ. Финансовые преступления не считались ни серьезными, ни интересными. С тех пор многое изменилось — и этому послужил ряд причин.

За последние 30 лет мы стали свидетелями множества дел по должностным преступлениям, которые показали, что политика устрашения действительно работает. Например, люди с Уолл-стрит пристально следят за решениями прокуроров по делам об инсайдерской торговле. Они думают: «Ого, кто-то получил большой срок; но на его месте мог бы оказаться и я». Ничто не сдерживает людей так, как тюремные сроки. Большинство обвиняемых по делам о должностных преступлениях привыкли к хорошей жизни и ценят свободу и привилегии. Расследования подобных дел и строгие приговоры меняют поведение людей. Став прокурором, я сосредоточилась на беловоротничковой преступности и постаралась донести до сограждан, как дорого приходится платить за такие правонарушения.

Кроме того, я много работала адвокатом, и это помогло мне разобраться в причинах, толкающих людей на эту скользкую дорожку. Прокурор не общается с обвиняемым так тесно, как адвокат, которому надо хорошо понимать мотивы подзащитного.

Почему люди нарушают закон? Отчасти потому, что должностные нарушения не вызывают в человеке такого чувства вины, как насильственные преступления, наносящие значимый, ощутимый урон другим людям. У ряда должностных преступлений, таких как налоговые махинации, на первый взгляд даже нет жертвы — хотя, конечно, на самом деле это не так. Людьми часто движет алчность — но далеко не только она. Мало кто догадывается, какую важную роль здесь играет самолюбие. Многие из тех, кто решается преступить черту, уже добились успеха — и боятся упустить его. Очень часто, например, рыночные условия оборачиваются против них, но они по-прежнему хотят выглядеть успешными в глазах окружающих. Бывают, конечно, и сугубо финансовые мотивы — но крайне напряженный бизнес всегда полон соблазнов: здесь важно понимать человеческую натуру, наше стремление доминировать и держаться на гребне успеха.

Проводя расследования в компаниях, где были зафиксированы нарушения этики или закона (сейчас я много занимаюсь такими делами), я не только пытаюсь выяснить, что произошло. Я также обязана дать рекомендации по предотвращению подобных случаев в будущем. Программы комплаенса очень важны — но еще важнее корпоративная культура и тот пример, который лидер подает коллективу. Внимание к этим факторам зачастую лучше помогает справиться с беловоротничковой преступностью.

Многие руководители утверждают, что не знали о проблемах, пока не разразился скандал. Иногда так и есть. Но в подобных случаях приходится спрашивать: была ли система коммуникации в компании выстроена так, чтобы плохие новости доходили до руководства, или же боссу докладывали только о хорошем? В каждой компании есть горячая линия для сообщений о проблемах, но далеко не все эти линии доходят до аудиторской комиссии совета директоров или до кабинета гендиректора. Сотрудники лучше соблюдают дисциплину в тех фирмах, где топ-менеджеры сами просят сообщать о проблемах и опасениях. В то же время многие видят в горячих линиях лазейку для оправдания: «У нас есть система обратной связи, но жалоб не поступало». Но если жалоб нет, лидер должен задаться вопросом, почему их нет. Не боятся ли сотрудники пострадать из-за своей честности?

Самая большая ошибка компаний в деле борьбы с нарушениями — думать, будто дисциплину можно обеспечить просто за счет крупных вложений. Многим кажется, что каждый дополнительный доллар приближает их к цели. Но это не так. В подобном деле нужна хирургическая точность и понимание всех рисков, особенно если речь идет о взятках (нарушении Закона о коррупции за рубежом) или отмывании денег (нарушении Закона о банковской тайне). Это в первую очередь относится к глобальным организациям: очень часто проблемы возникают вдали от штаб-квартиры, в зарубежных филиалах или на совместных предприятиях.

Главную роль в искоренении проблем действительно играет культура. Если вы начинаете управлять организацией, мой совет: дайте людям получше узнать вас и ваши ценности. Покажите им, что вы всерьез намерены действовать в рамках закона. Дайте понять: если сотрудник стал свидетелем незаконных действий, он обязан сообщить об этом — тем самым он поддержит весь коллектив. Ведь если оступается один, тень падает на всю компанию, а этого нельзя допускать. Лидер должен донести этот принцип до всех и сам четко ему следовать.

Важнейший признак этичной культуры — нетерпимость к правонарушениям. Хотя о ней заявляет множество компаний, на проступки эффективных сотрудников и топ-­менеджеров высшее руководство часто смотрит сквозь пальцы — из соображений выгоды или лояльности. Это сводит на нет все усилия. Нельзя полагаться лишь на аудит и систему комплаенса: надо обладать решимостью и наказывать каждого человека, перешедшего черту, кем бы он ни был. Если вы хотите выстроить этичную культуру, у вас нет выбора: только нулевая терпимость. Пора переходить от слов к делу.

Об авторе. Мэри Джо Уайт (Mary Jo White) — старший председатель юридической фирмы Debevoise & Plimpton, экс-председатель Комиссии США по ценным бумагам и биржам, экс-прокурор Южного округа Нью-Йорка.