«Студентов надо приучать гибко относиться к своей карьере» | Большие Идеи

? Экономика

«Студентов надо приучать гибко относиться к
своей карьере»

Какие кадры для российской экономики готовят вузы и что ждет рынок труда при отказе от Болонской системы высшего образования

Автор: Мария Подцероб

«Студентов надо приучать гибко относиться к своей карьере»
Suad Kamardeen / Unsplash

читайте также

«Нам сейчас не до образования!»: как развивать сотрудников во время пандемии

Джанпьеро Петрильери,  Энни Пешкам

Почему новым руководителям становится не по себе

Мишель Антеби,  Нишани Бурмо

Что нужно знать новоиспеченному руководителю

Рон Ашкеназ

Утомленные функциями

Раст Роланд,  Томпсон Виана Дебора,  Хамилтон Ребекка

В конце весны этого года Россия объявила об отказе от Болонской системы высшего образования. В первую очередь речь шла о немедленном упразднении двухуровневой подготовки в вузах (четыре года бакалавриата и два — магистратуры) и возвращении к советской системе специалитета. Вскоре, однако, стало ясно, что перестройка займет несколько лет. О том, какие кадры для современной российской экономики готовит действующая пока двухуровневая система, нужно ли ее отменять и как может сказаться на рынке труда полный возврат к специалитету, отвечает директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.

«Большие идеи»: Какие задачи в сфере подготовки кадров ставит перед собой Болонская система? Например, какие качества для работы в современной экономике она развивает в студентах?

Ирина Абанкина: Эта система была создана чуть более 20 лет назад и сегодня действует в 48 странах. Все международное сотрудничество в ее рамках направлено на то, чтобы сделать высшее образование более ориентированным на студента и развивать в учащихся качества, необходимые современному рынку труда. Суть в том, что молодые люди сами строят свои образовательные программы, уже в студенческие годы получают навыки самостоятельной работы и понимают, что им интересно. Они создают технологические, инженерные и другие решения, а не просто заучивают материал; работают в командах и занимаются проектами, востребованными у работодателей. Все это готовит их к будущей карьере в современной экономике.

Чтобы стимулировать тягу студентов к самостоятельной работе, в вузах действует так называемая кредитно-модульная система. Бакалавр должен за каждый учебный модуль набрать определенное число кредитов, то есть зачетных единиц, которые начисляются за часы работы с учетом трудоемкости обучения: за более трудные занятия — например, за лабораторные работы или самостоятельное изучение литературы — назначается больше зачетных единиц.

Когда Россия присоединилась к Болонской системе образования, у нас тоже стали использовать кредитно-модульную систему?

В России это сделали формально: прописали от двух до четырех единиц за работы разной сложности и на этом остановились. Дело в том, что у нас в бакалавриате студентам дают мало самостоятельной работы и они почти не могут сами выбирать предметы для изучения. Преподаватели вузов не верят, что школа сформировала в учащихся «мягкие» навыки, в том числе умение самостоятельно трудиться. А ведь это ключевые компетенции, которые должны развиваться в ходе учебы. Сегодня, чтобы быть успешным на работе, нужно прежде всего уметь учиться — причем самостоятельно, без принуждения.

В результате на подготовку тех же технических специалистов мы тратим пять лет, их знания к моменту выпуска устаревают, а сами переучиваться они не умеют. Молодому человеку после вуза хочется строить карьеру, а ему не хватает для этого адаптивности и самостоятельности.

Западные коллеги не раз ставили нам на вид, что в нашей системе студент не делает собственного выбора и не учится работать сам по себе, поскольку по всем предметам есть формальная доля часов, которые он должен прослушать.

Если нынешняя двухуровневая система образования в большей степени отвечает нуждам современной экономики, может, стоит не отказываться от нее, а просто немного изменить?

Недавно я присутствовала на парламентских слушаниях и видела, что многие выступают не только за сохранение, но и за дальнейшее развитие гибкой двухуровневой системы образования. Много говорили также об укреплении связей вузов с работодателями и увеличении числа студенческих стажировок в компаниях, чтобы у учащихся было больше практики.

Кроме того, обсуждается, как упорядочить и регламентировать поступление в магистратуру непрофильных студентов. Речь идет о ситуациях, когда, например, бакалавр-финансист переходит в инженерную магистратуру, и в результате из него не получается ни полноценного финансиста, ни полноценного инженера. Возможно, таким бакалаврам придется дополнительно поступать на специалитет и учиться там год, прежде чем идти в магистратуру. Если сейчас в магистратуру можно поступать только после бакалавриата, то в будущем в нее, скорее всего, можно будет попасть и после специалитета.

Возможны и другие схемы. Например, студенты педагогических вузов, вероятно, будут получать в бакалавриате обычное педагогическое образование за два года и углубленное для работы с особыми детьми — за три. Магистратура же в педвузах будет для тех, кто хочет стать управленцем в сфере образования.

Особая ситуация возникла с медицинскими вузами. Там традиционно учатся по программам специалитета, но есть и бакалаврские программы по сестринскому делу, которые готовят старших медсестер. Однако работодатели до сих пор не считают таких выпускников врачами, поскольку в традиционном представлении у медсестры может быть только среднее специальное образование. Сейчас идут разговоры о том, чтобы принимать выпускников бакалавриата по сестринскому делу медсестрами и медбратьями в детские сады, где они частично будут выполнять обязанности врача.

В целом возвращаться к негибкой советской системе образования никто не собирается. Надо думать, наоборот, о повышении гибкости и качества образования.

Существует ли в современном мире прямая связь между результатами обучения в вузе и карьерой?

В западных странах работодатели выстраиваются в очереди за отличниками, поскольку оценки в дипломе говорят о том, насколько человек адаптивен и самостоятелен. Чем выше оценки, тем более гибким и легко обучаемым можно считать будущего работника. В России все по-другому. Наш проректор Сергей Юрьевич Рощин недавно провел небольшое исследование того, как оценки выпускников влияют на их карьеру. Он спросил работодателей, как они воспринимают результаты обучения студентов, и преподавателей — как они оценивают, насколько студент освоил курс. Оказалось, что у нас баллы не играют никакой роли и не влияют на заработки и карьеру. Имеет значение только престижность вуза, а цвет диплома и оценки никакого не волнуют.

А как было раньше, до внедрения Болонской системы?

В советской системе краснодипломники были в почете. Только они могли выбирать, куда пойдут работать. Оценки остальных никого не интересовали. В условиях плановой экономики выпускников распределяли на заранее спланированные рабочие места.

Сейчас такая система априори не жизнеспособна, поскольку в экономике идут быстрые технологические и инновационные изменения. Студентов надо приучать более гибко относиться к своей карьере, понимать, что их будущее трудоустройство может зависеть от знаний и навыков, полученных в стенах вуза, и что со своим вузом лучше сохранять связь, чтобы в более зрелом возрасте приходить на разные курсы повышения квалификации или на мастер-классы успешных выпускников.

Каковы сейчас основные претензии российских работодателей к выпускникам вузов?

По поводу фундаментальности образования у работодателей претензий нет. Но все говорят, что выпускники плохо работают с информацией, особенно с большими данными. У них недостаточно навыков работы в команде и не развиты навыки творческой и креативной деятельности. Между тем, мы живем во времена, когда все профессии видоизменяются, появляются проектные подходы к работе и требуется так называемое дизайн-мышление, которое позволяет при создании новых продуктов и решений уделять больше внимания потребностям и запросам потенциальных пользователей.

Решить эту проблему в одиночку вузы не могут, поэтому активно обсуждается укрепление связей между вузами и старшей школой при университетах. Такие школы уже есть при МГУ, Высшей школе экономики, при медицинских институтах. Но их должно быть больше, и им следует теснее сотрудничать с учебными заведениями.

Есть мнение, что на незрелом рынке труда в большей степени требуются специалисты широкого профиля, а на развитом — узкого профиля. Каков, на ваш взгляд, рынок труда в России и каких специалистов для него должна готовить система высшего образования?

В России отнюдь не монолитный рынок труда. Есть очень развитые сегменты, где требуются узкопрофильные специалисты. Это, например, энергетика и атомная энергетика. Для специалистов в этих сферах работодатели заказывают вузам узкоспециализированные программы. А есть сегменты, где допустим и даже необходим широкий профиль. Это, к примеру, сфера услуг, техническое сопровождение, транспорт, ЖКХ.

Развитая система бакалавриата и магистратуры как раз и помогает обеспечивать подготовку специалистов для самых разных секторов современной экономики. К примеру, человек достиг больших высот в своей профессии, и ему предлагают стать наставником. Чтобы преуспеть в новом качестве, он может пойти поучиться в магистратуру по педагогике. Или, например, техническому специалисту потребовались навыки в смежной профессии. Он может поступить в магистратуру и освоить профессию управленца, разработчика, исследователя.

В российских вузах уже есть и проектные, и исследовательские, и управленческие магистратуры, куда приходит учиться множество взрослых людей, решивших немного изменить свой карьерный путь или, наоборот, углубить познания в области, в которой они работают. Дополнительное образование, по сути представляющее собой отдельные разрозненные курсы, не может заменить им системного образования, которое они получают в магистратуре.

Сейчас перед научным сообществом стоит еще один вызов: надо сформировать на базе существующих магистратур профессиональные сообщества, которые объединяли бы выпускников с общим мировоззрением и подходами к работе и жизни. Это необходимо людям и для развития карьеры, и для обмена идеями, и для того, чтобы быть в курсе всех изменений в своей отрасли.

В университетах всего мира появляются проектные магистратуры на стыке разных дисциплин и наук. Какие кадры они готовят для экономики?

Приведу в пример совместную программу факультетов экономики и биологии МГУ. В этой магистратуре биологов не обучают экономическим расчетам, им преподают по большей части поведенческую экономику, то есть учат понимать, как человек делает выбор и какие у него возникают предпочтения в условиях современной экономики.

Такие междисциплинарные знания и навыки сегодня очень нужны. Ученым они позволяют заимствовать и применять методы одной науки для изучения другой. В реальной экономике, где многое построено на работе с большими данными, тоже используются самые разные методы из разных сфер и наук.

Но дело не только в содержании магистерских программ. Сам по себе процесс обучения в магистратуре построен так, чтобы человек максимально расширял свои знания и формировал новые подходы. В магистратуру поступают студенты разных специальностей, и в ходе обучения и дискуссий они перенимают друг у друга новый опыт и знания. Например, те, кто уже работал в научных лабораториях, могут чему-то научить своих однокурсников.

Что нужно в первую очередь изменить в российской системе высшего образования, чтобы она готовила кадры, востребованные на современном рынке труда?

Надо поменять не столько форму, сколько содержание. Многим уже стало понятно, что магистратуру и бакалавриат нужно оставить, а возврат к советской системе высшего образования невозможен. Но чтобы вузы готовили востребованные в нынешней экономике кадры, необходимо уделять больше внимания развитию в студентах «мягких» навыков, самостоятельности, креативности, инициативности и предпринимательской активности. Будущее именно за этими компетенциями.