Путевые заметки: о России и вождизме | Большие Идеи

? Экономика

Путевые заметки: о России
и вождизме

Коммунизм не был культурно обусловлен в России.

Автор: Ицхак Адизес

читайте также

Цена стабильности

Анастасия Миткевич

Автоматизация интеллекта: как трансформируется российская ИТ-отрасль

Тагир Яппаров

Ходить, ходить, ходить: почему вам пора выйти на прогулку

Дебора Грейсон Ригель

Чем платформы отличаются от традиционного бизнеса

Дэвид Эванс,  Ричард Шмалензи

Германия

В одном из прошлых выпусков своих путевых заметок я рассказывал, как меня мутит от отвратительных американских телешоу, которые транслируются по всему миру. И о том, как получается, что мы экспортируем мусор, а потом огорчаемся, что за рубежом процветают антиамериканские настроения, а мусульманские религиозные лидеры смотрят на Америку как на дьявола во плоти.

А вот в Германии все обстоит иначе. Каждый вечер на протяжении недели я смотрел в отеле телевизор, щелкал все каналы. По-немецки я не понимаю, но распознать на экране секс и насилие, конечно, способен. Так вот, там ничего этого не было. Большинство телепередач в Германии — это ток-шоу. Всякую дрянь по телевизору показывают в тех странах, где нет средств на производство собственной телепродукции. Им приходится покупать дешевые программы за рубежом, и это, как правило, мусор. А ведь речь идет как раз о тех странах, где большинство населения малообразованно и плохо разбирается, что к чему. Оттого они готовы верить всему, что видят, а их впечатлительность делает их легкой добычей радикальных мулл с их свирепыми воззваниями.

Украина

В Киеве я читал лекции для трехсот управленцев и студентов MBA. По ошибке проектор, с помощью которого можно транслировать на экран рукописный текст, поставили на слишком высокую подставку, из-за чего мне приходилось писать, высоко задирая руку. А я еще начал вставлять слайды под неверным углом, так что всем в зале пришлось наклонять голову чуть ли не до плеча, чтобы прочитать написанное.

Во время лекции я стоял лицом к аудитории, а на середине зачем-то обернулся и, взглянув на экран, понял, что происходит. С начала мероприятия к тому моменту прошло ни много ни мало полтора часа.

Представьте, за все это время никто, включая декана бизнес-школы, сидевшего в первом ряду, не попытался даже намекнуть мне, что слайд стоит неправильно! Думаю, все объясняется тем, что сотворил с людьми коммунизм: они безропотно принимают все, что делает авторитет. Не знаю, из страха или из уважения, но они готовы терпеть все, что авторитет им навязывает. Этим, кстати, объясняется, почему в бывших коммунистических странах такой отвратительный сервис. Просто покупатель здесь не имеет никаких прав. В моем случае роль такого покупателя играла аудитория в зале, которая всему рада и за все благодарна, что бы ей ни всучили.

А теперь представьте, легко ли в такой культурной среде учить людей предпринимательству? Я возопил: как вы смеете сидеть и тихо страдать?! Разве вы не заплатили деньги за то, чтобы послушать меня? Так почему вы не отстаиваете свои права?..

Политическую революцию должна сопровождать революция культурная, и только после их свершения в бывших коммунистических странах утвердится настоящая рыночная экономика .

Россия

В России мне не давали покоя мысли, которые пришли в голову еще на Украине. То, что люди превратились в покорных овец, — не единственное, что сделал с ними коммунизм.

Я недавно читал о том, как Сталин обошелся с институтом семьи. В коммунистической пропаганде моногамия, верность супругов друг другу, семейная привязанность — все это было объявлено буржуазными предрассудками, от которых надлежало избавляться. Так что «открытый брак» — вовсе не американское изобретение. Это коммунисты его изобрели, сделали морально приемлемым и санкционировали при сталинском режиме. Каков результат? Семья разрушена. Другой способ разбить семью — твердить детям в школах, что они обязаны доносить на родителей, если те плохо отзываются о Сталине. И многие родители были сосланы в Сибирь.

Но если семейная ячейка разбита, кто на этом свете станет для вас самым близким человеком? К кому вы будете питать привязанность? Ясно, что к коммунистическому государству. И к Сталину — отцу нации.

Я помню, как мне промывали мозги в коммунистической Югославии, где я родился. Мне говорили, будто я — прежде всего сын Тито. Я давал клятву донести, если мои родители скажут что-то против моего «подлинного отца». *** Альфа-лидеру, вождю, нужна абсолютная власть. Он стремится слепить все по единому шаблону — так легче контролировать все и вся. Для этого сгодятся любые средства. Можно задействовать в своих целях религию, можно идеологию. Можно использовать морально приемлемые методы, можно и не очень приемлемые. Вождь награждает и безжалостно наказывает, чтобы добиться абсолютной власти. Вождь жаждет власти, и все средства для ее достижения законны. А если и незаконны, то провозглашаются таковыми.

Но разве это присуще только коммунизму и фашизму? Бьюсь об заклад, сегодня можно найти сколько угодно примеров «вождизма» в деле. Взгляните на крупные корпорации, особенно транснациональные. Что они делают, чтобы получить власть над своими сотрудниками? Они постоянно перебрасывают менеджеров из одной страны в другую, чтобы те не обрастали связями на местах, а только внутри самой компании. Чем не пример? Может быть, вам в голову придут и другие примеры? Уверен, что их не так уж мало.

И еще одно наблюдение из России. Казалось бы, это — культура, тяготеющая к «вождизму», не так ли? Коммунизм был подавляющей системой, замешанной на этой доктрине. Все делят общее имущество, все равны и так далее. Посмотрите на здания той эпохи. Я могу запросто отличить дом, который был построен при коммунистической власти. Когда меня возили по российским городам, я никогда не ошибался, и сколько ни спрашивал водителя, мои догадки всегда подтверждались. Эти здания — большие, квадратные, тяжелые и помпезные: все они возвеличивают и славят вождя. То же самое можно сказать и о домах в Берлине, построенных при нацистах, или в Италии при фашистах.

Но обратите внимание на то, как русские ездят! Я могу очень много сказать о культуре страны или о человеке исходя из стиля вождения. Русские не признают дорожной разметки. Все они пытаются перестроиться в брешь в соседнем ряду, втиснуться туда, чтобы обогнать других водителей. Точно так же ездят в Греции и Израиле. Типичный стиль «E» или «P»1, но точно не «альфа». Вот если хотите увидеть вождение в «административном» стиле, поезжайте в Англию. Британцы знают и соблюдают правила, хотя никто их не принуждает. Для них это совершенно естественно. И еще, знаете, что? Слово «эффективность» — пришлое в русском языке. Эффективность — цель альфа-лидера, это слово написано на его знаменах. Так откуда же в России взялись бюрократия, помпезные здания и бесконечные справки и анкеты, которые надо заполнять на каждом шагу? Мне думается, что административно-командный стиль в коммунистическую эпоху не имел культурной основы, он был навязан идеологией. Русские не стоят по линейке. Они толкаются, наступают друг другу на пятки. Подчинение и субординация — не их культура. Вот у британцев это в крови, или у тех же немцев, но не у русских. Так что позволю себе выдвинуть версию: коммунизм не был культурно обусловлен в России. Он был навязан Сталиным силой и страхом.

Как это случилось? Я уверен, что Сталин был одержимым человеком, в котором сочетались черты «администратора» и «предпринимателя». Он хотел изменить страну, подмяв ее под себя. Он проводил реформы, приставив дуло к ее виску. Миллионы крестьян были убиты или сосланы на верную смерть: это были перемены любой ценой и железной рукой. Коммунистическая модель прекрасно подходила для этой цели. На самом деле Сталин с не меньшим успехом мог бы быть и нацистом. Суть — в стиле, а не в ценностях. Меня не удивляет, что он подписал договор с Гитлером, который исповедовал те же принципы.

Ну что ж, на сегодня достаточно. И для этой поездки тоже.

Искренне ваш,

Ицхак Кальдерон Адизес.


Примечания

1. Адизес использует обозначения основных поведенческих ролей, которые были им сведены в «Модель PAEI»: «P» — производитель (Producer), «А» — администратор (Administrator), «Е» — предприниматель (Entrepreneur), «I» — интегратор (Integrator). — Прим. ред.