читайте также
Минск, Белоруссия
Когда я приехал в Минск, тотчас ожили мои воспоминания из послевоенного детства: холод, порывистый ветер, колючий снег… В Минске было -2ºС, но мне сказали, что это даже тепло для нынешнего времени года, когда случается мороз и до -30ºС (дело было в декабре 2007 года).
В такую погоду не было никакого желания высовывать нос на улицу и ехать что-то смотреть. Так что я провел весь вечер перед телевизором. И тут меня посетило озарение...
Перед моим отъездом американские газеты пестрели критикой в адрес Карен Хьюз, директора президентской пресс-службы. Журналисты утверждали, что она провалила проект по формированию положительного имиджа США в мире. Правда, они признавали, что это дело еще никому не удавалось. И вообще Соединенные Штаты отвратительно справляются с созданием своего благоприятного образа.
Почему у Америки такая плохая репутация? Только из-за непрофессионализма имиджмейкеров, или есть какие-то дополнительные причины? Ну, понятно: мы заварили войну, которую никто не поддерживает. Но наверняка тут есть что-то еще… Откуда же, наконец, взялся этот жуткий образ? Сидя в номере минской гостиницы и щелкая по телеканалам, я заметил то же, что бросалось мне в глаза повсюду в мире: как минимум 60% того, что транслируется за пределами Америки, – это американские телефильмы, где дублированные, где с субтитрами. Переключая телевизор с канала на канал, я натыкаюсь на дешевые голливудские фильмы, полные секса, распущенности, равнодушного насилия. Американские телешоу тоже пропагандируют неприятие чьего-либо авторитета — что государственного, что родительского.
Видели ли вы когда-нибудь американца, который питал восторг к американским телепрограммам? А в Восточной Европе очень важно авторитетное слово. По телевизору дружно воспевают свою страну и ее достоинства. Здесь гордятся своим наследием, своим флагом, своим национальным костюмом. В Америке иначе: хочешь сжечь флаг — пожалуйста. А наш телесериал «Женаты… с детьми», который я видел на телеэкранах, наверное, в десятке стран! Я просто уверен, что за границей многие не догадываются, что это — пародия, принимают все за чистую монету. Я уж не говорю о сериалах «Отчаянные домохозяйки» и «Секс в большом городе». Поймите, что чуть ли не каждый, кто это смотрит, думает, будто ему показывают нечто приемлемое для американцев, основанное на ценностях Америки.
А ведь образ, проецируемый нашей страной, выходит далеко за рамки телевидения. Посмотрите на американские фильмы. В них руководители, избранные народом США, предстают толпой коррумпированных или ни на что не способных людей. Постоянно изображается коррупция в ЦРУ, ФБР и Белом доме.
Мы сами через кино и телевидение демонстрируем миру своеобразное лицо США. То восприятие нашей страны, которое доминирует в мире, «сделано в Голливуде» — лучшей фабрике по производству образов.
Эти медиа-каналы передают тот облик Америки, который неизбежно отпугивает представителей других культур, потому что он разлагающим образом действует на их семьи. Представьте себе, как люди в других странах должны относиться к подобным программам и фильмам, особенно там, где главенствующую роль в семье играют мужчины. Мужчина в патриархальном обществе чувствует угрозу, исходящую от американской культуры. В результате он даже готов умереть или послать кого-нибудь на смерть ради того, чтобы остановить распространение этой «сатанинской культуры» в его стране.
И тут мне в голову пришло еще одно интересное соображение. Когда я смотрю израильское телевидение, то могу только гадать, что должен чувствовать зритель-мусульманин: он видит на экране гомосексуалистов и лесбиянок в различных шоу; женщин, орущих на своих мужей; детей, не признающих родительского авторитета. Выходит, в глазах мусульман Израиль — не только страна, которая выгнала палестинцев с их земель. И не только оплот американской военщины. Это угроза культурным и нравственным устоям региона, ведь ценности, которые пропагандирует израильское телевидение, недалеко ушли от ценностей американского ТВ. А израильские телепрограммы транслируются на ближайшее зарубежье. Неудивительно, что для арабского окружения Израиль выглядит чуждым и культурно опасным соседом.
И еще: в титрах этих телешоу немало еврейских фамилий, и это меня смущает и пугает. Когда это нам аукнется? Когда дремлющие антисемитские силы выйдут из тени и скажут: «Евреи губят наших детей и наш образ жизни»?
Иногда об Америке говорят и хорошее. В разных странах люди рассказывали мне, какое впечатление произвела на них добровольная отставка Никсона, который был уличен во лжи и нарушении конституции. «Такое бывает только в Америке», – говорили они. И когда Альберт Гор уступил Бушу после выборов 2000 года, на которых возникли сомнения в точности подсчета голосов, многие восхищались тем, как добросовестно и с какой готовностью мы подчиняемся закону. В других странах подобная история могла бы вызвать массовые беспорядки или даже гражданскую войну.
В своем берлинском отеле я смотрел на YouTube ролик, посвященный дебатам кандидатов в президенты от Республиканской партии. Не могу даже представить столь благородные прения где-нибудь еще в мире. В Сербии, например, сербский Ромни немедленно дал бы в нос сербскому Джулиани, услышав обвинение в том, что он якобы предоставлял убежище нелегальным иммигрантам в своей губернаторской резиденции. Но в Америке все кончилось тем, что эти двое спокойно пожали друг другу руки. Невероятно! Такого вы действительно не увидите ни в Израиле, ни в Мексике, ни в Греции или Италии, нигде. Американцы знают, как не соглашаться и при этом не терять согласия. Для сравнения, посмотрите политические дебаты на израильском телевидении. Даже зная язык, вы не разберете ни слова: все участники говорят одновременно и пытаются перекричать друг друга.
Так почему бы нам не пропагандировать то хорошее, что есть в нашей культуре и демократической системе? Причем надо показывать не только механизм работы этой системы, но и продвигать ее как живой культурный феномен.
Сегодня идет война между культурами, но кино и телепрограммы, вместо того, чтобы помогать нам в поиске общих ценностей и путей к мирному сосуществованию, только подливают масла в огонь.