Как мужчины защищают свою идентичность | Большие Идеи

? Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как мужчины защищают
свою идентичность

Несмотря на то что все еще существуют доминантные модели поведения, которые принято считать наиболее приемлемыми для мужчин, сейчас возникают новые способы проявления мужского начала.

Автор: Дэн Кассино

Как мужчины защищают свою идентичность

читайте также

Александр Галицкий: «Одна из проблем России в том, что мы убили стайерство»

Павел Кантышев/"Ведомости"

Иэн Макьюэн

Биард Элисон брала Интервью

Насколько вы (не)принципиальны?

Банаджи Мазарин,  Макс Базерман,  Чу Долли

Скажи что-то интересное... в твиттере

Андре Поль,  Бернстайн Майкл,  Лютер Курт

Мужская идентичность — чрезвычайно хрупкая материя. Многочисленные исследования по социологии и политологии, проведенные за последние двадцать лет, показали, что представители сильного пола склонны резко реагировать на потенциальные угрозы своему мужскому началу. Конечно же, наиболее ярко это проявляется в сфере политики, тем не менее может возникать и в семье, и даже на работе, оказывая негативное влияние на рабочую среду в целом.

Характерным примером этого явления стал эксперимент, проведенный мной и моими коллегами по исследовательской группе PublicMind при Университете Феерли Дикинсона. Мы замаскировали наше исследование под стандартный опрос политических предпочтений, включив в него один весьма необычный пункт. В нем мы спрашивали женатых респондентов, сколько они зарабатывают: больше, меньше или примерно столько же, сколько и их супруги. При этом у одной половины участников он стоял в самом начале опроса, у другой же — наоборот, в самом конце.

На самом деле нас не очень-то интересовали ответы на этот вопрос. Мы и так знаем, что по статистике около 15% американских мужчин зарабатывают меньше своих спутниц жизни, причем этот показатель сильно коррелирует с возрастом. Чем моложе респондент, тем больше вероятность того, что его доход ниже или равен доходу его супруги. Наша же цель заключалась в том, чтобы этим нехитрым способом спровоцировать представителей сильного пола и заставить их задуматься о потенциальной угрозе своей гендерной роли. На протяжении многих лет статус кормильца составлял основу американской мужской идентичности, поэтому сама мысль о том, что женщина может зарабатывать больше своего мужа, угрожает принятому разделению ролей.

Один этот «невинный» вопрос о доходах супругов привел к гигантскому разрыву в мужских предпочтениях на предстоящих президентских выборах. Большинство мужчин, которых спрашивали о зарплате их жен в самом конце опроса, голосовали за Хиллари Клинтон в ее гипотетическом противостоянии с Дональдом Трампом, причем ее отрыв составил целых 16 пунктов. Вторая же группа, которой этот злополучный вопрос попался в самом начале анкеты, выбрала Трампа с отрывом в 8 пунктов. Таким образом, разрыв между двумя командами достиг аж целых 24 пунктов! Наш вывод о гендерном характере этой разницы в предпочтениях подкреплялся тем фактом, что вопрос о супружеских доходах никоим образом не повлиял на выбор между Трампом и Берни Сандерсом. Респонденты, которым «намекнули» на угрозу их маскулинности, проголосовали за Сандерса с отрывом в 4 очка, в другой же группе участников он победил с разницей всего в 3 очка.

Читайте материал по теме:Почему людей притягивают нарциссы, такие как Дональд Трамп

В этом случае мужчины отреагировали на угрозу своей идентичности, сделав выбор в президентской гонке в пользу мужчины, а не женщины. Вероятно, повлияло и то, что эта женщина прославилась своим гендерным нонконформизмом еще 25 лет назад, когда она заявила о своем нежелании «сидеть дома и печь печенье».

Однако эти эффекты не ограничиваются политической сферой. В другой научной статье (опубликованной в журнале About Gender ) мы с женой доказываем, что увеличение заработка женщины приводит к тому, что ее муж начинает выполнять меньше работы по дому. Логично предположить, что супружеская пара с более или менее одинаковым достатком делит домашние заботы поровну, а когда один из супругов начинает зарабатывать больше, другой берет на себя дополнительные обязанности по ведению хозяйства. Но эта закономерность полностью рушится, если мужчина получает меньше своей второй половины. В таких семьях все обстоит с точностью до наоборот — чем больше разница в доходах, тем меньше мужчина занимается домашними делами. Еще одно исследование показывает, что мужья, ощущающие угрозу своей маскулинности, стремятся во что бы то ни стало подчеркнуть свою роль главы семьи и даже иногда приобретают «крутой» внедорожник.

Если учесть, что реакции подобного рода проявляются как в политической, так и в семейной жизни, вряд ли кого-то удивит, что «гендерный вопрос» не обошел стороной и профессиональную среду. Исследование, опубликованное на страницах American Sociological Review в 2012 году, изучило факторы, определяющие причины сексуальных домогательств на работе. В результате выяснилось, что женщины на руководящих должностях становятся жертвами неподобающих действий на 130% чаще, чем их коллеги, не обладающие начальственным статусом. Часто такое предосудительное поведение выражается в форме неприличных взглядов и замечаний сексуального характера. В предыдущих примерах мужчины символически утверждали свое мужское начало, отказываясь работать по дому или поддерживая Дональда Трампа. Так же и здесь — они реагировали на гендерную угрозу в лице женщины-менеджера с помощью сексуальных домогательств, непристойных шуточек и притеснения коллег противоположного пола.

Может сложиться впечатление, что из этой ситуации нет выхода, однако научные работы, посвященные гендерной роли, дают нам некий лучик надежды. Например, в нашем предвыборном опросе большинство мужчин ответили на угрозу своей мужественности, отказавшись от поддержки Хиллари Клинтон. Однако в нескольких группах (в первую очередь среди молодых демократов) это, наоборот, заставило мужчин активнее поддерживать Клинтон. Так же и в исследовании семейных доходов — мужья, как правило, проводили меньше времени в домашних заботах. В то же время отдельные подгруппы охотно брались за приготовление пищи — занятие, которое за последние пятнадцать лет стало более «мужским».

Читайте материал по теме: Гендерная окраска бизнеса

И несмотря на то что все еще существуют доминантные модели поведения, которые принято считать наиболее приемлемыми для мужчин (ученые называют их термином «гегемонная маскулинность»), все же со временем возникают новые способы проявления мужского начала. С точки зрения семейной жизни к ним можно отнести стремление быть хорошим отцом или прекрасным поваром. В политике это может означать отстаивание равных прав для лесбиянок, геев, би- и транссексуалов. Пока неясно, как эта альтернативная мужественность будет выглядеть в профессиональной среде. Возможно, склонность к наставничеству и техническим навыкам даст мужчинам больше возможностей проявлять свою гендерную идентичность, не скатываясь до притеснений и сексуальных домогательств. В результате рабочая атмосфера станет более здоровой для всех.