читайте также
В последнее время венчурные капиталисты души не чают в торговых платформах. Большинство так называемых единорогов, стартапов с оценочной стоимостью, превышающей $1 млрд, являются платформами — площадками, которые соединяют продавцов, покупателей и других игроков рынка, и где сами платформы выступают посредниками. К ним относятся и Uber, и Airbnb, и WeWork, и Amazon. Глядя на сегодняшнюю популярность такого рода проектов, вы, может быть, решите, что платформы — это техническая инновация XXI века. Увы, это не так. Принцип торговых платформ существует уже не одно столетие. И, как это часто бывает, история этого явления может кое-чему научить современных разработчиков.
Как и в случаях с другими общественными институтами, чтобы достичь успеха и процветания, рыночным площадкам необходимы любовь и внимание. Когда основатель рынка играет особо важную роль в его развитии и поддержании на плаву, мы называем такой рынок платформой. Кредитные карты, Facebook*, ваш iPhone — все они в том или ином виде представляют собой рыночные площадки, за которыми внимательно следят и ухаживают. И все они привлекают к себе разнообразные группы участников, совершающих друг с другом сделки: владельцев карточек VISA и розничных продавцов, пользователей соцсетей и рекламодателей, разработчиков приложений и владельцев смартфонов. Этот список можно продолжить: игровые консоли, контейнерные грузоперевозки, кредитные карты, почтовые сервисы, газетный и журнальный бизнесы, поисковые системы, продажа недвижимости, услуги медицинского страхования, торгово-развлекательные центры… Существуют даже платформы, такие как MicroVentures и FundersClub, которые соединяют инвесторов и стартапы, среди которых опять же много начинающих платформ.
Платформы получили столь широкое распространение благодаря развитию интернета и появлению смартфонов. Ученые — в первую очередь экономисты (которые называют их двусторонними и многосторонними рынками) — пристально наблюдают за ними немногим более десятка лет. А широкая общественность стала обращать на них внимание лишь в последнее время — в связи с внезапным появлением компаний, подобных Uber.
Тем не менее платформы существуют уже очень давно, по меньшей мере со времен Шампанских ярмарок XII века.
Около 1180 года в графстве Шампань, расположенном на севере Франции (впрочем, на тот момент независимом от французской короны), начали устраивать торговые ярмарки, которые привлекали купцов и финансистов со всей Европы. Они стали, по словам одного историка, «центром всей европейской коммерции».
Читайте материал по теме: Флоренция эпохи Возрождения — модель инноваций на все времена
Эти ярмарки (в действительности скорее одно большое непрерывное круглогодичное мероприятие) перемещались между шестью шампанскими городами, и в каждом из них они соблюдали единый заранее установленный шестинедельный график работы. Начиналось все со вступительного периода, продолжавшегося восемь дней, в течение которых купцы готовили свои товары к продаже. Затем друг за другом следовали суконная ярмарка, ярмарка кожаных изделий, торговля специями и прочими товарами на развес. Последние четыре дня отводились расчетам с кредиторами и урегулированию других финансовых вопросов. Вокруг ярмарок неизбежно расцветала коммерческая активность, обусловленная большим скоплением состоятельных людей. Таверны и бордели вели оживленный бизнес, как, впрочем, и все остальные местные заведения.
Граф Шампани был, пожалуй, пионером торговых платформ (на свой средневековый лад). Он интуитивно понимал свою главную роль как основателя площадки: приглашал «правильных» участников (а самое главное, не пускал «неправильных»), устанавливал правила, наказывал нарушителей и в целом обеспечивал безопасность и надежность всего мероприятия. Эти усилия особенно ценились купцами в исполненной опасностями средневековой Европе.
Взамен граф получал небольшой процент с каждой сделки, что позволило ему сколотить баснословное состояние. Именно эта маленькая доля с каждой операции так привлекает современных разработчиков платформ.
Разумеется, граф не отдавал себе отчета в том, что он на самом деле создает платформу, тем не менее ему это очень даже неплохо удавалось. Шампанские ярмарки процветали почти целое столетие, в основном благодаря его мудрым решениям при организации средневековой торговой площадки.
Читайте материал по теме: Почему Калифорния как магнит притягивает таланты
Дело в том, что граф понимал, как заставить ярмарки-платформы работать и приносить прибыль. Он не стал продавать привилегии группам с особыми интересами. Вместо этого он предоставил всем участникам общие единые институциональные гарантии. Он установил справедливые законы, исполнение которых обеспечивалось на нескольких уровнях. К 1170 году на ярмарках появились смотрители, которые следили за порядком и выступали свидетелями во всех сделках. На ярмарках работал суд, состоящий из четырех палат. Он разрешал споры и гарантировал соблюдение всех заключенных контрактов (суд обладал правом штрафовать, производить конфискации, лишать права на торговлю и заключать в тюрьму).
Кроме того, граф обеспечивал безопасность и защиту всех участников. Он открыл больницу для приезжих купцов и возвел фортификации вокруг мест проведения ярмарок, которые, вероятно, представляли заманчивую цель как для разбойников, так и для других соседей графства. Защита графа распространялась даже на тех, кто ехал на ярмарку. Еще в 1148 году, когда один французский дворянин ограбил менял, путешествующих на ярмарку из Везле, граф написал письмо французскому королю, в котором потребовал вернуть деньги предпринимателям. К 1220 году его защита стала распространяться и на Италию.
Граф даже выступал гарантом кредитов и ссуд и предоставлял скидку на вступительные взносы, чтобы привлечь к участию другие группы (например, церковь). Похожим образом некоторые современные банки платят за кредитные карты своих клиентов, чтобы привлечь их бизнес, или торговые центры предоставляют скидки ключевым магазинам, чтобы повысить свою посещаемость. Также граф рекомендовал торговцам улаживать все долги и кредиты при помощи нотариальных расписок, чтобы в дороге они не были обременены крупными денежными суммами.
У графа был веский стимул не впадать в фаворитизм и следить за тем, чтобы правила одинаково соблюдались всеми участниками, ведь именно благодаря этому его ярмарки пользовались такой популярностью. Это послужило толчком благоприятному периоду средневековой коммерции. Купцы стремились построить репутацию честных деловых людей, ведь они прекрасно понимали, что ярмарки будут работать еще долгие годы, а значит, каждый год они будут иметь дело с одним и тем же кругом людей, где слава о жуликах и пройдохах распространяется с молниеносной скоростью. Благодаря правилам, установленным мудрым графом Шампани, участники, единожды побывав на ярмарке, стремились вернуться на нее снова и снова.
Конечно же, было бы наивно полагать, что все эти усилия граф предпринимал исключительно по доброте душевной. Ярмарки приносили верхам Шампани несметные богатства, которые позволяли им спонсировать крестовые походы в Святую землю и содействовать основанию рыцарского Ордена тамплиеров. При этом они посвящали немалую часть своего времени написанию поэм и прочим утонченным занятиям, не забывая приглашать к себе самых известных художников своего времени.
Читайте материал по теме: Краткая история налогообложения в Америке
Все это факты проясняют один любопытный эпизод, зафиксированный в средневековых судебных записях. В 1299 году купец из северо-итальянского города Прато, знаменитого своими тканями, подал жалобу судьям графства Шампань (которых тогда называли смотрителями). Рассказ об этом купце, его провинившемся покупателе и решении графа проливают свет на некоторые принципы, которые привели эту торговую платформу (и могут привести любую платформу) к процветанию.
Торговец из Прато утверждал, что некий флорентийский покупатель не оплатил свой счет, как это было положено, до конца ярмарки и сбежал в Лондон, задолжав нашему другу из Прато 1600 ливров (или фунтов в английских денежных единицах).
По меркам того времени это были весьма немалые деньги — такая сумма вполне способна была разорить бизнес и разрушить жизнь человека. Для сравнения: в одном фунте около 360 пенни, при этом английский ремесленник зарабатывал четыре-пять пенни в день, то есть в районе четырех фунтов в год. Выходит, для того чтобы заработать 1600 фунтов, хорошему ремесленнику понадобилось бы 400 лет! За 1600 фунтов можно было приобрести 100 тыс. кроликов, несколько тонн соли или перца или же 20 боевых коней. Можно было арендовать на десять лет все магазины на Лондонском мосту. Можно было отдать выкуп за баронскую дочку, закатить свадебный пир на 1400 гостей, а на оставшиеся деньги построить шесть каменных домов с внутренними двориками. Эта сумма могла бы покрыть годовой доход графа или герцога.
Стоит ли говорить, что наш приятель из Прато был крайне удручен и даже, быть может, разорен.
Смотрители ярмарки — группа людей, уполномоченных графом Шампани руководить ярмарками и вести разбирательства судебного характера, отправили несколько писем флорентийскому купцу, а затем, не получив от него ответа, связались с лорд-мэром Лондона.
Лорд-мэр, в свою очередь, провел расследование и установил, что никакого долга не существует. Если это дело было рассмотрено в той же манере, что и большинство других средневековых разбирательств, то флорентиец, скорее всего, просто дал взятку одному из чиновников администрации мэра и на этом посчитал вопрос решенным.
Однако он ошибся. Когда лорд-мэр проинформировал смотрителей, что, де, они не правы и обвиняемый ни в чем не повинен, в ответ смотрители пригрозили запретить на ярмарке всякую коммерческую активность лондонских торговцев. Заметьте, не этого конкретного провинившегося флорентийского купца и не всех купцов из Флоренции, а именно всех торговцев из Лондона. Одновременно они не преминули сообщить об этом ультиматуме самим лондонским участникам.
К ярмарке следующего года (в мгновение ока по меркам средневековой судебной системы) флорентиец выплатил долг в полном объеме — по настоянию лорд-мэра Лондона, на которого, несомненно, оказали давление лондонские купцы.
Тот факт, что смотрители имели столь значительное влияние на английские суды, свидетельствует о роли Шампанских ярмарок в средневековой европейской коммерции и об усилиях графа Шампани, направленных на поддержание подобного статуса.
Читайте материал по теме: Как Сингапур стал предпринимательским раем
Почему же английские купцы так быстро капитулировали перед требованиями смотрителей? Дело в том, что лишиться доступа на ярмарку было равносильно попаданию в черный список Amazon — в мире, где это единственная возможность взаимодействия с клиентами (что не сильно отличается от текущего положения вещей). Это была бы катастрофа, которая бы уничтожила их бизнес.
Впрочем, войны, неспособность обеспечить соблюдение правил и недальновидность французской короны в конце концов привели к угасанию шампанской платформы.
Графский род потерял контроль над Шампанью, когда король Франции, который не отличался умением смотреть в отдаленное будущее, начал консолидировать власть над страной в своих руках. Короля гораздо больше интересовали деньги, которые он может выжать из купцов (и как можно быстрее), чем инвестиции в долгосрочное развитие ярмарок. Например, он начал продавать специальные грамоты, позволявшие богатым купцам игнорировать правила (это как если бы Amazon за определенную плату разрешал бы продавцам обманывать клиентов). Вместе с тем король стал проявлять фаворитизм по отношению к приближенным к короне людям, давая им право не платить взносы и не подчиняться судебным решениям. Все это нарушило хрупкий баланс, благодаря которому ярмарки процветали.
В 1297 году из-за войны между Францией и Фландрией (где проживала важная группа участников ярмарки) путешествие в Шампань стало слишком опасным для большинства торговцев. Война также позволила другим людям наживаться на фламандских торговцах тканью, не боясь ответных мер. Последовавшая серия войн (включая Столетнюю войну, начавшуюся в 1337 году) только ухудшила ситуацию и привела к изменению торговых путей, что окончательно поставило крест на Шампанских ярмарках.
Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов
Эта история содержит урок сегодняшним торговым платформам — жадность может стать причиной погибели. Существует великое множество современных эквивалентов той недальновидной эксплуатации купцов, которой занимался французский король. Как только разработчики платформ занимают ключевое положение между покупателем и продавцом, у них почти неизбежно возникает соблазн извлечь из него максимальную выгоду. Uber обвиняли в том, что, убедив водителей инвестировать в новый автомобиль и заманив их на свою платформу, компания тут же увеличила процент прибыли, который водители должны были ей отдавать. А Amazon, печально известная своими жесткими условиями по отношению к продавцам, наживается на некоторых своих поставщиках, случайно наткнувшихся на успешный продукт.
Если вы ищете среди платформ примеры для подражания, не ограничивайтесь исключительно Uber и Amazon, поднимите также бокал игристого в честь графа Шампани.
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена