Никто не знает, как нужно регулировать интернет | Большие Идеи

? Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Никто не знает, как нужно
регулировать интернет

Почти все страны, чье положение в рейтингах интернет-покрытия выше, так или иначе следят за открытостью Всемирной паутины.

Автор: Джастин Фокс

Никто не знает, как нужно регулировать интернет

читайте также

От бездельника - до ударника

Елена Куликова

Шутки не для женщин?

Александр Эллис,  Джерел Слотер,  Джесси Райвин,  Джонатан Эванс

Этапы большого пути

Марина Иванющенкова

Пять приемов для сложных переговоров

Михаил Носов

Скажу вам по секрету: никто на самом деле не знает, каковы будут последствия для общества и экономики США, если Федеральное агентство по связи прислушается к призыву президента Обамы — причислить высокоскоростной интернет к коммунальным услугам (если быть более точным, к телекоммуникационным услугам). Мои слова удивят вас, особенно если вы слышали громогласные заявления враждующих сторон о том, что такой шаг или спасет интернет в Штатах, или же, наоборот, навсегда похоронит его. Но это похоже на ситуацию в академических кругах: люди спорят чуть ли не насмерть именно потому, что предмет спора столь ничтожен. В данном же случае убежденность так велика постольку, поскольку свидетельства настолько неубедительны.

Одна из ключевых причин этого — тот факт, что обе стороны в споре могут с некоторыми основаниями утверждать, что они лишь пытаются поддержать чудодейственный процесс созидательного разрушения. Президент пытается защитить принцип, известный под названием «сетевой нейтралитет» (которое в 2003 году придумал ученый-юрист Тим Ву), или «открытый интернет» (любимый термин Федерального агентства в последние годы). Этот принцип гласит, что интернет-провайдерам нельзя иметь «любимчиков» среди интернет-компаний, пользующихся их каналом. Противоположная сторона исходит из принципа, что рынок интернет-связи должен быть свободным (на жаргоне Федерального агентства интернет-связь — это «информационные услуги», в отличие от телекоммуникационных услуг). Противники регулирования утверждают, что именно конкуренция, а не госрегулирование, привнесут в эту сферу более быстрые и дешевые возможности и решения. В обоих случаях суть рассуждений такова: «До сих пор все шло нормально. Зачем все ломать?»

Краткая историческая справка: во дни коммутируемого доступа во Всемирную паутину в 90-е годы сервис телефонных компаний регулировался в качестве телекоммуникационных услуг. Эти фирмы должны были позволять интернет-провайдерам пользоваться своими витыми парами по разумным ценам, в то время как сами интернет-провайдеры классифицировались как поставщики информационных услуг, следовательно, были практически свободны поступать, как им заблагорассудится. Конечно, самый крупный провайдер, AOL, постоянно пытался назначать фаворитов, договариваясь с поисковиками или поставщиками контента, но, если вам это не нравилось, у AOL были сотни конкурентов, из которых вы могли выбрать.

Читайте материал по теме: Пусть наука станет бизнесом

Когда телефонные компании стали предлагать более быстрый интернет через технологию DSL, Федеральное агентство постановило, что к этому каналу связи должен быть доступ и у их конкурентов — интернет-провайдеров. Но когда на рынок вышли компании с оптоволокном, предлагающие еще более быструю связь, то Агентство во главе Майклом Поуэллом (в настоящее время лидером кабельного лобби) посчитала это свидетельством того, что конкуреция делает свое прекрасное дело. Поэтому в 2002 году она объявила широкополосный интернет информационной услугой, поставщики которой не должны были позволять другим провайдерам «выезжать» на их каналах. После нескольких лет судебных баталий Агентство распространила этот статус и на высокоскоростные интернет-услуги телефонных компаний. С тех пор в деле стимулирования инвестиций и защиты интересов потребителей США в основном полагались на конкуренцию между местными монополистами: телекоммуникационными компаниями и провайдерами оптоволоконного интернета.

Однако вскоре Агентство обнаружило, что поставщики скоростного интернета имеют досадную привычку блокировать неугодные им интернет-услуги. Первое решительное столкновение было с Madison River Comminications, телефонным провайдером из Северной Каролины, которая блокировала интернет-звонки компании Vonage. В 2005 году Федеральное агентство постановило прекратить подобную практику. Несколько лет спустя то же самое было с Comcast, которая блокировала BitTorrent и другие системы коллективного использования файлов за то, что они забирали слишком много трафика. В 2008 году Агентство постановило, что такое поведение «незаконно ограничивает динамические выгоды от открытого и общедоступного интернета».

Читайте материал по теме: Как вырабатывались стандарты для интернета вещей

Comcast подала в суд, и аппеляционная инстанция постановила, что, поскольку фирма поставляет слабо регулируемые информационные услуги, Агентство не имела законного права так поступать. Орган издал пересмотренное «Положение об открытом интернете», Verizon опротестовал его в суде, и та же самая апелляционная инстанция снова вынесла решение, что у федеральных властей не было на то законных полномочий.

Вот почему Агентство снова пересматривает свои правила открытого интернета и для пущей ясности своих полномочий подумывает о переквалификации провайдеров в поставщиков телекоммуникационных услуг. И вот почему господин президент призвал регулятор к такому шагу.

Кабельные и телефонные компания ну очень сильно не хотят, чтобы это случилось. Но, разумеется, именно они довели Федеральное агентство до такой жизни. На днях исполнительный вице-президент Comcast Дэвид Коэн заявил, что его фирма согласна со всеми четырьмя принципами открытого интернета, сформулированного президентом Обамой. Но его фирма нашла интересный способ выразить свою поддержку — подавать на Агентство в суд при каждом удобном случае. А когда в начале текущего года правила открытого интернета в очередной раз были попраны решением суда, она тут же заключила сделку с Netflix, которая кажется бесспорным нарушением четвертого обамовского принципа («Нет платной приоритизации»). Остается только дивиться лицемерию представителей кабельной индустрии.

Впрочем, само это лицемерие, хотя и учит нас относиться к любому заявлению из уст оптоволоконных воротил скептически, в то же время не помогает нам понять, насколько прекрасна или ужасна идея сменить статус регулирования этих компаний. Но есть один факт, которому по крайней мере можно найти подтверждение: почти половина всех развитых стран на земле уже регулирует скоростной интернет как коммунальные услуги. Также в львиной доле этих стран интернет-связь быстрее, покрытие больше, а цены на эти услуги ниже, чем в США. Трудно сказать, есть ли здесь причинно-следственная связь (об этом ниже), но становится совершенно очевидным, что больший объем регулирования отнюдь не означает стагнацию в отрасли. Частично потому, что с 30-х годов прошлого века стандартный подход к регулированию монополий претерпел значительные изменения (частично благодаря работам нобелевского лауреата по экономике этого года Жана Тироля).

Читайте материал по теме: Уроки стратегии от нобелевского лауреата по экономике Жана Тироля

Вместо ограничения потребительских цен на широкополосный интернет заморские регулирующие органы по большей части старались стимулировать конкуренцию принуждением телефонных или кабельных компаний к продаже разных видов услуг по отдельности (отказу от «пакетов услуг»). Также им предписывалось делиться своими сетями с другими провайдерами интернет-услуг — в том же ключе, как это до 2002 года делало Федеральное агентство.

Орган не занимался этим уже 12 лет, и, по сравнению с другими богатыми странами, результаты Америки, как уже говорилось, оказались ниже среднего. Но, принимая во внимание размер США и плотность населения, это не так ужасно, как может показаться (на более густонаселенных территориях вложения в высокоскоростной интернет окупаются быстрее). Но США, будучи родиной интернета, поначалу были лидером в его доступности, однако уже в 2002 году Штаты обогнали Южная Корея и несколько стран Северной Европы. Более привлекательно положение США в рейтингах, оценивающих проникновение интернета в сферу бизнеса (например, по Индексу сетевой готовности Международного экономического форума). Но даже в этом показателе Америка сдает свои позиции, переместившись с третьего места в 2008—2009 годах на седьмое в этом году.

Читайте материал по теме: Во что обходятся патентные «тролли»

Почти все страны, чье положение в рейтингах интернет-покрытия выше, так или иначе следят за открытостью Всемирной паутины. Однако экономический анализ связей между регулированием и уровнем доступа к сетям часто показывает, что открытый интернет угнетает инвестиции. Экономисты рассуждают так: если у телекоммуникационных и кабельных компаний нет надежды на монопольные прибыли, их мотивация для вложений доступных средств значительно снижается. Но это только одна точка зрения. В 2009 году гарвардский Центр Беркмана по изучению интернета и общества провел исчерпывающее исследование 38 работ по экономическому анализу связи между правовым регулированием и инвестициями в разных странах. Выяснилось, что в результатах этих анализов не наблюдается никакой закономерности — они разделились на оптимистические, пессимистические и попросту неубедительные. А еще ученые из Центра Беркмана призвали не уделять слишком серьезного внимания этим экономистам, поскольку (1) многие исследования были проплачены крупными кабельными компаниями, (2) в настоящий момент все еще недостаточно данных, чтобы плодам их анализа можно было доверять и (3) разные теоретические модели вложений в широкополосный интернет приносят слишком разные результаты. Не полагаясь на количественные выкладки, ученые посоветовали скорее обратить внимание на качественные моменты. Конкретные случаи стран с максимальным интернет-покрытием показывают, что обычно регулирующие органы играют активную роль в стимулировании и обеспечении свободной конкуренции. Однако, как правило, речь идет о малых государствах с эффективной моделью управления, готовых инвестировать в оптоволокно значительный объем налоговых поступлений. Поэтому для меня не очевидно, что именно правила открытого интернета как таковые играют решающую роль в высокой «интернетизации» общества. Возможно, что какой бы подход к регулированию ни выбрали Штаты, они все равно не смогут угнаться за более проворными соперниками в своей огромной, раздираемой политическими противоречиями и безнадежно пронизанной сутяжничеством стране с полным недоверием к инвестициям в общественную инстраструктуру.

Читайте материал по теме: Почему политика дерегулирования не поможет предпринимателям

Итак, каков наш вывод? В сфере скоростного интернета США можно назвать отстающим учеником, в лучшем случае — посредственностью. Однако в текущей дискуссии речь идет не об этом, а о том, чтобы у интернет-компаний (и некоммерческих организаций, и частных лиц) была возможность обращаться к своим потребителям (или, если шире, к некой аудитории) без противодействия со стороны Comcast и Verizon. Хотя в Америке не самые молниеносные возможности связи, интернет-сектор в Штатах — один из самых оживленных на планете, поэтому в некоторых аспектах этой отрасли они, безусловно, преуспели.

Мне кажется, что причины успеха таковы: интернет зародился именно здесь (разумеется, как госпроект), к этому моменту в Силиконовой долине уже был накоплен опыт запуска новых компаний и целых отраслей и разрушения старых, и при всем этом у интернета была открытая архитектура. Статус регулирования провайдеров скоростной связи не играл в этом решающей роли. Но я не исключаю, что конкурентные силы и Федеральное агентство могут сохранять эту открытую архитектуру в неприкосновенности даже в том случае, если Орган не распорядится считать интернет коммунальной услугой. Последние решения апелляционного суда показывают нам возможный путь, по которому и хотело пойти Агентство в своем первоначальном предложении в мае. Оно вызвало потоки гнева сторонников сетевого нейтралитета, которые и привели США к сложившейся ситуации. Каким бы ни был следующий шаг федеральных властей, можно быть уверенным, что кто-нибудь его оспорит, и дело будет решаться федеральными судьями, а, возможно, даже Верховным судом. Кажется, я уже упоминал, что американцы живут в безнадежно сутяжнической стране?

Вариантов множество. Будущее туманно. Мне кажется, будет огромным шагом вперед, если сей факт признает каждая сторона в сложившейся дискуссии.

Читайте по теме: