читайте также
В пору учебы в Университете штата Виргиния Джерри Рейд жил, как все студенты будущего выпуска-2014. Он прилежно работал в аудитории, вступил в братство, состоял в дискуссионном клубе, играл в бесконтактный флаг-футбол, болел за университетскую команду.
Но имелось и одно существенное отличие: Рейд поступил в университет в 66 лет и закончил его нынешней весной — уже семидесятилетним. «Я стал тем, кем всегда хотел быть», — с торжеством заявил выпускник в своем интервью CBS News.
И хотя немногие его сверстники решатся пройти полный курс, все большее число немолодых американцев съезжаются в университетские кампусы. Они не пытаются обратить время вспять, но им нужна помощь в этот самый сложный из переходных периодов: когда лихорадочная активность зрелых лет сменяется той затяжной и увлекательной главой, которая ныне отделяет средний возраст от старости.
Эти люди должны решить насущные вопросы: не только чем заняться теперь, но и кто они есть в данный момент. Впереди 25, если не больше, лет здоровой и активной жизни. В 50 с лишним лет, в 60 лет и даже в возрасте 70 лет нужно определить новые цели и стратегии.
Это не удивило бы великого психолога Карла Юнга, который три четверти века тому назад предсказал именно подобное распространение высшего образования. Описывая в начале 1930-х «стадии жизни», Юнг доказывает, что понадобятся школы для людей среднего возраста, подготовить их к наступлению истинной зрелости. Он завершает это рассуждение мощным афоризмом: «Невозможно прожить вечер жизни по тому же плану, что и утро; что было хорошо утром, станет ничем к вечеру, что было истиной поутру, вечером обратится в ложь».
Прошли десятилетия, и университеты, наконец, отозвались на этот призыв. Среди первопроходцев оказались Розабет Мосс Кантер с коллегами из Гарварда, которые в 2005 году бросили клич о «третьей стадии образования». Под этим они подразумевали нечто за пределами начального университетского и профессионального образования (диплома), но также и нечто отличное от того, что обычно предлагается людям старшего возраста под видом образования длиной в жизнь.
Читайте материал по теме: 4 простых принципа могут помочь реформе здравоохранения
По мнению авторов, сейчас, когда отчетливо формируется особая стадия жизни после зрелости, нужна «концепция, которая трансформирует высшее образование, своеобразная каталитическая инновация» — нужно соответствовать потребностям населения, чья продолжительность жизни заметно увеличилась, и при этом жизнь стала намного более активной и продуктивной, чем когда-либо прежде.
И Кантер не только провозгласила эту прекрасную мечту, но и возглавила гарвардскую Инициативу опытных лидеров (Advanced Leadership Initiative, ALI), которая сейчас проводит уже седьмой набор. ALI дает возможность успешным, опытным руководителям использовать накопленный опыт и найти системный подход к серьезным социальным проблемам. Инициативу подхватил Стэнфордский университет с его программой в Distinguished Careers Institute (DCI), которая предоставит руководителям, достигшим высоких карьерных вершин, возможность заложить основы для следующей стадии их личного и профессионального странствия — найти «путь нового призвания». Здесь обсудят способы применять таланты, навыки и опыт в координированном усилии, чтобы сделать наш мир лучше. Программа стартует в январе 2015 года. 20 участников получат доступ ко всем программам университета, смогут пообщаться с преподавательским составом, друг с другом и с обычными студентами. Программа также нацелена на сохранение здоровья и хорошего самочувствия, ведь один из ее основателей — Филипп Пиццо, профессор педиатрии и бывший декан Стэнфордской медицинской школы.
Программы Гарварда и Стэнфорда адресованы элитной аудитории, однако пора понять, что они отвечают на общую потребность в поиске новых путей и даже «обрядов перехода» во вторую половину жизни. Обе эти программы исходят из предпосылки, что зрелые их участники жаждут чего-то большего, чем лишь интеллектуальный стимул и даже перезапуск карьеры. Этим людям нужны товарищи в пути, нужно сообщество, вместе с которым они могли бы осуществить этот тектонический сдвиг, ведь переход к новой стадии жизни требует пересмотра не только приоритетов, но и порой своей идентичности. Людям нужно время и определенная зона комфорта, чтобы перейти от одного мировоззрения к другому и подготовиться к новому периоду жизни, который может продлиться столько же, сколько зрелость, и имеет ничуть не меньшее значение.
Читайте материал по теме: Опасное неравенство
Многомиллионное поколение бэби-бумеров входит в ту пору жизни, которая не имеет четкого обозначения и статуса, но открывает широкие возможности — и настала неотложная нужда в демократизации такого рода программ. Они должны предлагаться по цене, доступной подавляющему большинству населения, в виде множества вариантов дополнительного обучения и даже в форме общинных колледжей по всей стране.
Финансировать эти новые пути нужно примерно так же, как в свое время оплачивались льготы для участников боевых действий: это случилось тоже в пору серьезных демографических перемен, перед солдатами, возвращавшимися к мирной жизни, открывались двери университетов. Мы можем ускорить процесс, поручив распоряжаться ресурсами группе старших студентов в возрасте 50—60 лет: они смогут оплатить несколько курсов из своей будущей пенсии при условии, что согласятся отсрочить получение пенсии до тех пор, пока по актуарному расчету эти выплаты не обнулятся.
При любом методе финансирования появление устойчиво работающих институтов для второй половины жизни порадует не только стариков: это поспособствует развитию всей системы высшего образования, да и общества в целом.
Огромная группа американцев в возрасте за 50 представляет собой принципиально новый рынок высшего образования. Примерно так же за прошлое десятилетие расширялся рынок международного студенчества — и заметно преобразился облик кампусов. И помочь переходу этой возрастной группы в новую жизнь, как делают это в Гарварде и Стэнфорде, — задача, вполне соответствующая высшей цели образования: работать на общественное благо и гражданское сознание.
10 000 бэби-бумеров ежедневно переваливают через зенит жизни: так не пора ли нам предложить новый вид образования этой быстрорастущей, богатой, но все еще не охваченной прослойке американцев?
Читайте по теме: