Почему политика дерегулирования не поможет предпринимателям | Большие Идеи

? Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему политика дерегулирования не
поможет предпринимателям

Отсутствие связи между регуляционным рейтингом города и успехом местных компаний не должно нас удивлять.

Автор: Ретт Моррис

Почему политика дерегулирования не поможет предпринимателям

читайте также

Команда vs коллектив

Катценбах Йон,  Смит Дуглас

Как вернуть в строй ценных специалистов

Кэрол Фишман Коэн

Как выгорание стало нормой – и как этому сопротивляться

Кэнди Уайенс

«Вы не сделали ничего плохого»

Ребекка Найт

Когда во всем мире политики обсуждают поддержку предпринимательства, чаще других звучит одна идея: улучшить процесс регулирования бизнеса.

Согласно этой концепции предприниматели добились бы большего успеха, если бы только им не мешало правительство. Наиболее часто предлагаемые меры включают упрощение процесса регистрации фирм, сокращение бюрократии и ограничений для бизнесменов.

До недавнего времени оценка законодательного регулирования производились на уровне целой страны. К сожалению, этот подход делает результаты неполными. Во многих странах предписания о ведении бизнеса различаются в зависимости от города (штата, области, республики, края и т. п.), в котором работает компания.

Новое исследование, предпринятое Торговой палатой США, попыталось разобраться в этом вопросе. Его авторы использовали известный во всем мире метод оценки правовой среды для предпринимателей в нескольких городах США.

Из этого нового анализа видно, какими значительными могут быть различия между городами. Например, в Чикаго регистрация предприятия занимает 32 дня, в то время как в Детройте — всего 4! В Нью-Йорке учредителям обычно требуется 511 дней на приведение договора в исполнение, а в Атланте этот процесс занимает всего лишь 167 дней.

Авторы считали такие данные важными показателями местного бизнес-климата. По их мнению, эти факторы могут быть «лакмусовой бумажкой конкурентоспособности города» в национальном масштабе.

Однако один город в США оказался прямо бельмом на глазу. Сан-Франциско требует от предпринимателей больше канцелярской волокиты, чем любой другой мегаполис в Америке. Разрешение на строительство обходится фирмам в среднем в $100 000. Как и в других городах штата Калифорния, местные учредители должны сделать несколько десятков разных налоговых отчислений. В целом в отчете «Индекс регуляционного климата» Сан-Франциско получил общий рейтинг 41,3 из 100. Это менее половины от наивысшего балла, полученного Далласом, штат Техас.

Разумеется, в Сан-Франциско предпринимательство процветает. За последнее десятилетие здесь учреждено большое количество успешных компаний, например Twitter или Dropbox. Данные по Силиконовой долине, включающей в себя Сан-Франциско и соседние города с очень похожими административными правилами, показывают, что в местные компании вложена почти половина венчурного капитала США. И большая часть этих средств приносит неплохую прибыль. В прошлом году 280 высокотехнологичных стартапов было поглощено крупными фирмами.

Похожую картину мы видим и в Нью-Йорке. Начать бизнес в любом из его пяти районов стоит $1300. А еще городские власти Нью-Йорка добавляют административные расходы к сделкам с коммерческой недвижимостью — например, налог на регистрацию ипотеки 1,925% и налог на переход права собственности 2,265%, чего не делает ни Даллас, ни Сент-Луис. Общий рейтинг регуляционного климата Нью-Йорка — 34,7, что даже хуже, чем у Сан-Франциско.

Однако Нью-Йорк в прошлом году занял второе место по вложениям венчурного капитала и по поглощениям высокотехнологичных стартапов по всей стране. И в нем базируется больше фирм, входящих в рейтинг Fortune 500, чем в любом другом городе мира.

Отсутствие связи между регуляционным рейтингом города и успехом местных компаний не должно нас удивлять. На самом деле самых лучших предпринимателей не так уж волнует административная среда.

Прошлым летом наша команда из Endeavor Insight изучила и опросила 150 предпринимателей из самых быстрорастущих компаний в США. Мы спрашивали их, почему они решили начать свой бизнес в конкретных городах, и проанализировали названные ими факторы. Только 2% респондентов сказали, что на их решение оказало влияние качество административного регулирования в городе.

Это не значит, что условия ведения бизнеса не имеют значения для предпринимательства как такового. Это просто показывает, что другие факторы значительно важнее. Бизнесмены в исследованных нами компаниях особенно подчеркнули три аспекта. Во-первых, им нужен доступ к талантливым работникам, особенно к тем, кто имеет технические навыки, подобно инженерам и программистам. Следующей по ценности для них была близость к потенциальным потребителям. Это особенно значимо для компаний с бизнес-моделью B2B и стало важной причиной перемещения бизнеса в места концентрации конкретных отраслей промышленности. Наконец предприниматели сами предпочитают селиться в тех местах, которые обеспечивают им высокое качество жизни благодаря природным или культурным достопримечательностям и связям с другими людьми. (Несколько опрошенных отметили, что те же черты привлекают и хороших сотрудников.)

В попытках стимулировать предпринимательство большим искушением для властей будет концентрация усилий на регулировании. Пример Силиконовой долины и города Нью-Йорка, подтвержденный исследованиями, доказывает, что перемены в этой сфере едва ли дадут ощутимый результат.

Законодателям, желающим поддержать местных бизнесменов, следует поискать другие решения. Лучше всего начать с отмеченных выше трех аспектов: талантливые сотрудники, потребители и высокий уровень жизни. Лидерам, которым нужны конкретные идеи для улучшений в этих вопросах, стоит напрямую поговорить с местными руководителями быстрорастущих компаний. В конце концов в каждом городе имеются свои уникальные вызовы, с которыми у этих людей имеется значимый для законодателей личный опыт.

Читайте по теме: