Почему дипломы обесцениваются? | Большие Идеи

? Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему
дипломы обесцениваются?

Высшее образование претерпело кардинальные изменения. Если использовать лексику теоретиков и практиков идеи инноваций, оно «разгруппировалось».

Автор: Майкл Стейтон

Почему дипломы обесцениваются?

читайте также

Как ответственному бизнесу использовать искусственный интеллект

Стивен Сэнфорд

Как сделать отпуск еще и продуктивным

Дори Кларк

Почему ваши методы общения с пожилой аудиторией устарели

Лора Карстенсен,  Хэл Хершфилд

Зачем вы покупаете новый смартфон? Потому что хотите быть лучше

Марк Р. Форхенд,  Сокиенте В. Дагого-Джек

Долгое время классический диплом был квинтэссенцией высшего образования. Американцы стремятся заполучить их примерно с тем же рвением, что и копченые колбаски и хот-доги на стадионе во время финала Суперкубка. Каждый просто обязан иметь диплом! И чем больше, тем лучше! И такая картина наблюдается не только в Штатах, но и во всем мире.

Да, дипломы позволяют делать быстрые выводы о потенциальной пользе их обладателя для данной компании и его возможном профессиональном росте на данной должности. А для будущего студента (или родителя) это означает, что именно в подобном ключе это и будет воспринято на рынке труда. А также будет соответственно оценено обществом. Все в курсе, что оценка эта далека от совершенства, но часто она является единственным критерием. И степень, полученная в престижном университете, говорит о способностях, связях и профессиональных привычках кандидата.

Однако высшее образование претерпело кардинальные изменения. Если использовать лексику теоретиков и практиков идеи инноваций, оно «разгруппировалось». И теперь традиционные дипломы быстро теряют актуальность. Ведь ценность полученной степени на листе бумаги — не более чем своеобразный общественный договор, по которому эти бумаги считаются показателем определенных компетенций и статуса. Но этот договор оказался не таким уж незыблемым, как того бы хотелось высшим учебным заведениям.

Ценность дипломов неизбежно снижается, потому что работодатели находят более эффективные способы оценки способностей и знаний кандидатов: примеры работ, характеристики коллег и начальников, баллы и награды. Чтобы выложить портфолио в сети, кандидаты используют образовательно-технологические платформы EduClipper и Pathbrite, а также Tumblr и WordPress. Brilliant организовали онлайн-сообщество по физике и математике, которое помогает отслеживать молодые таланты. Knack, Pymetrics и Kalibrr оценивают кандидатов с помощью игр и тестов, которые демонстрируют их способности и отношение к работе. HireArt — популярный портал по трудоустройству, где кандидаты конкурируют за рабочие места. Все эти новые платформы дают возможность измерить профпригодность с такой степенью точности, которая раньше казалась просто немыслимой.

На рынке работают сайты, скажем, известные Degreed и Accredible, которые подстраивают современную систему кредитов, принятую в вузах, к онлайн-курсам и практическим занятиям. Существуют целые сектора в экономике инноваций, которые в своей оценке больше не опираются на дипломы. Особенно это касается работы, связанной с ИТ и дизайном. В этой среде профильные сообщества предлагают такие возможности, которые мы пять лет назад не могли и представить. Дизайнеры выставляют свои работы на Dribbble и других профильных сайтах. Одни программисты выкладывают коды на GitHub, а другие оценивают их качество. На всех этих сайтах коллеги не только комментируют работы друг друга, но и общаются, выстраивая свою репутацию внутри профессионального сообщества. Личные профили содержат примеры работ и позволяют судить о статусе и квалификации пользователя.

В этих областях экономики инноваций традиционный диплом не только необязателен, но иногда и просто мешает. Гендиректор одной компании по разработке программного обеспечения недавно сказал мне, что он старается избегать кандидатов, имеющих навороченные степени по программированию, потому что это в его глазах означает, что они вложили слишком много средств в образование. А это приводит к повышенным запросам в плане заработной платы и чрезмерному самолюбию. Это как красный флаг, который предупреждает, что кандидат, скорее всего, окажется дорогой в обращении капризной «примадонной» и не будет чувствовать никаких обязательств по отношению к фирме. Магистры бизнеса обладают еще более сложной репутацией в экономике инноваций. Я консультирую несколько образовательных стартапов (среди которых Dev Bootcamp и Fullbridge Program). Они предлагают программы подготовки непосредственно студентам, минуя вузы. Эти компании недавно столкнулись с проблемой: стоит ли им совместно с другими игроками рынка разрабатывать новый тип диплома. Их вывод: дипломы в привычном для нас виде — прошлый век.

Работодатели никогда прежде не имели столь легкого доступа к такой полной и свежей информации о возможностях кандидатов. Это уникальный этап в человеческой истории, и общество скоро реорганизуется вокруг новых изменений. Правда, кто выиграет от этой реорганизации, — большой вопрос.

Диплом, как и любой другой вид валюты, обладает ценностью постольку, поскольку на него действует общественный договор. Сама ценность диплома, подтверждающего наличие высшего образования, была под вопросом со времен Великой депрессии. Но для того чтобы представления общества изменились, должны были сначала появиться стоящие альтернативы. И скоро до общества дойдет, что традиционные дипломы станут совершенно ненужными в современном мире, где каждый человек имеет мгновенный доступ к любой информации.

Читайте по теме: