читайте также
Под влиянием текущих событий российские компании устремляют взор на рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки. Мы начинаем цикл статей, посвященных сотрудничеству с этими странами, с разговора об Индии. Ольга Харина, доцент Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, рассказала редакции «Больших идей» об особенностях менталитета индийцев, основных принципах геополитики Индии и драйверах ее экономического роста.
«Большие идеи»: Многим российским компаниям Индия кажется загадочным, непонятным для ведения бизнеса регионом. В чем причина?
Ольга Харина: В том, что последние 20 лет индийский рынок не представлял для нас приоритетного интереса. Мы тесно сотрудничали во времена СССР, в 2000 году подписали Декларацию о привилегированном стратегическом партнерстве, однако за последние десятилетия сократили бизнес-связи, и поэтому образовалась информационная пустота. Сейчас, когда мы разорвали отношения с западными и американскими компаниями, кажется, что огромный индийский рынок — идеальная альтернатива. Но пока до этого далеко. Мы толком не знаем, как взаимодействовать с местными партнерами. Какие риски возникают при открытии компаний внутри страны? Как работает правовое регулирование? В какой части Индии лучше вести бизнес? Вопросов масса. Кроме того, многие российские руководители продолжают мыслить стереотипами, оторванными от реальности. Например, есть мнение, что в Индии все еще распространена кастовая система. Однако разделение на касты, особенно в бизнес-сфере, сегодня не играет никакой роли и, более того, запрещено законом.
Вы перечислили основные вопросы, которые возникают при работе с Индией. Не могли бы вы коротко на них ответить?
Среди рисков, которые связаны с открытием бизнеса в Индии, я бы выделила высокую конкуренцию, особенно в таких отраслях, как информационные технологии, розничная торговля и производство товаров широкого потребления. Также, несмотря на значительные улучшения в инфраструктуре, в некоторых индийских городах все еще остаются проблемы с энергоснабжением, транспортом и связью. Сложности в маркетинге и взаимодействии с местными клиентами и партнерами могут возникнуть из-за культурных и языковых различий между нашими странами.
Что касается правового регулирования, в Индии существует несколько обязательных требований. Например, при регистрации ООО директор — или один из директоров, если их несколько, — должен быть резидентом Индии. Бизнес ряда стран, список которых постоянно обновляется, должен получить предварительное одобрение правительства. Есть также ограничения, касающиеся легализации иностранных документов. Налогообложение в стране сложное: налоги взимаются как центральным правительством, так и правительством штатов. Для зарубежных компаний ставка корпоративного налога — 40%.
Выбор места для ведения бизнеса зависит от специализации штата и сферы деятельности компании, которая планирует попасть в Индию. В штате Махараштра много бизнес-инкубаторов и акселераторов, развита автомобильная и технологическая индустрии. Там также действует система разрешений для инвесторов в режиме «единого окна». В штате Карнатака расположен ИТ-центр, в котором развиваются наука и инновации. В штате Гуджарат находится «алмазный» город Сурат. Кроме того, правительство этого штата объявило о запуске 15 новых промышленных зон и парков, ориентированных на различные сектора экономики, такие как агропромышленный комплекс, пищевая промышленность, фармацевтика, керамическая промышленность. Также там развиты рынок финансовых услуг, тяжелая и химическая промышленность.
С чего лучше начинать устанавливать контакты с индийскими партнерами?
Прежде всего, нужно найти того, кто поможет разобраться с тонкостями ведения бизнеса в Индии, особенно на законодательном уровне, чтобы в дальнейшем избежать штрафов. Подобного куратора целесообразно искать по знакомству или рекомендациям. Это может быть представитель госструктуры, бизнеса или консалтингового агентства. Для поиска такого человека можно обратиться в посольства или в Русский дом (торговый дом России в Индии). Главное правило при выходе на индийский рынок — не сотрудничать с теми, о ком вы ничего не знаете, и особенно с теми, кто внушает хотя бы минимальные опасения в неблагонадежности.
Как можно охарактеризовать специфику управления бизнесом в индийских компаниях?
В Индии курс развития бизнеса строго регулируется государством. Оно определяет темп экономического развития и создает механизмы стимулирования экономики, а компании подстраиваются под заданный вектор.
На этапе планирования бизнеса индийцы, как правило, разрабатывают резервный план, на случай если что-то пойдет не так. Их сложно загнать в тупик, и они не зацикливаются на проблемах. Этим объясняется быстрое восстановление темпов роста индийской экономики после пандемии: многие организации в сжатые сроки переориентировались и пошли по альтернативному пути. Пострадал, пожалуй, только самый мелкий бизнес из-за нехватки ресурсов, но средние и крупные компании быстро встали на ноги.
Мотивационная модель управления персоналом, развитая в индийских фирмах, подразумевает обязательный карьерный рост и бонусы. Индийцы заинтересованы в профессиональном развитии и повышении, и, если это невозможно в их компании, скорее всего, будут искать более перспективное место.
Каковы особенности менталитета индийцев и как они влияют на бизнес-этикет?
Надо помнить, что индийцы — не азиаты и не европейцы. Несмотря на то, что Индия географически расположена в Азии, она долгое время была под покровительством Великобритании, и европейское образование и методы управления существенно повлияли на индийское общество и менталитет. Между тем, классический бизнес-этикет, к которому мы привыкли при сотрудничестве с западными компаниями, тут не работает.
Перечислю несколько моментов, о которых нужно знать тем, кто собирается выходить на рынок этой страны.
В Индии образ жизни большинства граждан определяет индуизм. Религиозность — достаточно чувствительная тема для многих индийцев. Сейчас это особенно заметно, поскольку партия, которую возглавляет правительство, и сам премьер-министр придерживаются консервативных религиозных взглядов. Так что при составлении расписания, графика деловых поездок и рабочих дней всегда нужно учитывать многочисленные религиозные праздники и выходные дни. Иерархичность как в обществе, так и на рабочем месте тоже основана на религиозных убеждениях.
Большинство индусов — вегетарианцы, поэтому нужно быть осторожными при планировании меню или приглашении на бизнес-ланч или ужин. Тот же принцип касается и подарков — не стоит дарить предметы животного происхождения — например, изделия из коровьей кожи.
Индийское общество патриархально: муж — глава семьи, жена — его правая рука, в семьях обычно много детей. Индийцам нравится, когда зарубежные партнеры приезжают на переговоры с женами: они полагают, что, если у человека есть семья, он способен принимать осознанные и серьезные решения.
В Индии развита преемственность поколений. Бизнес часто передается от отца к сыну, и индийцы этим гордятся. Есть крупные бизнес-структуры, которые основаны на семейных кланах, и такие компании, как правило, — лидеры рынка, получающие основные преференции от правительства.
Индийцы очень общительные люди — иногда даже чрезмерно. Может казаться, что они переходят личные границы: говорят много и путано, задают самые неожиданные вопросы. Они никогда не скажут в лоб ничего неприятного, но далеко не сразу можно разобрать, что у них на уме.
Английский — один из государственных языков Индии, но его местная версия существенно отличается от того классического варианта, к которому привыкло большинство российских бизнесменов. Фактически индийцы говорят на «хиндиш», смеси «инглиш» с хинди. Поэтому на переговорах без профессионального переводчика зачастую не обойтись.
Перед первыми переговорами также полезно уделить внимание своему внешнему виду. Многие индийцы неприхотливы в быту и могут отказывать себе в роскоши, но партнеров любят встречать по одежде. Они считают: если человек тщательно подготовился, чтобы произвести первое впечатление — элегантно оделся, уложил волосы, — это говорит о серьезности его намерений. С такими людьми индийцы будут общаться гораздо охотнее.
Складывается впечатление, что у россиян с индийцами много общего. А что может вызвать у нас удивление или отторжение?
Некоторые религиозные обряды. Например, сати — древняя похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению в погребальном костре вместе с покойным супругом. Понятно, что сати давно запрещена законом, но индийцы могут рассказать вам, что в отдаленных селах ей все еще следуют. Поэтому иностранцу стоит заранее изучить культурно-религиозные особенности страны, чтобы понимать их истоки и правильно реагировать на них при взаимодействии с местным населением.
В последнее время все чаще говорят о возможном переименовании Индии. Некоторые эксперты считают, что таким образом она стремится отстроиться от колониального прошлого. Насколько эта инициатива отражает новый вектор развития страны на ближайшие годы?
«Бхаратия джаната парти», одна из двух ведущих общенациональных партий, внедряет националистическую политику, в основе которой лежит идея уникального пути Индии и превосходства индийского народа над другими. Действительно, некоторые утверждают, что таким образом страна пытается забыть о периоде колонизации, затормозившей самобытное развитие Индии. Однако Бхарат, или Бхарата — это официальное название Индии на языке хинди, пришедшее из индийского эпоса и закрепленное в конституции страны. Таким образом, вся шумиха с переименованием — лишь игра на чувствах индийцев. Думаю, вектор геополитики Индии в отношении Великобритании, с которой у нее остается тесное культурное и экономическое сотрудничество, едва ли изменится в ближайшие годы. Многие индийцы учатся в британских вузах, а у премьер-министра Великобритании есть индийские корни.
Каковы геополитические планы Индии в отношении других стран?
В последнее время Индия стремится набрать вес на международной арене, и мы видим эволюцию в ее позиционировании. Если раньше страна поддерживала движение неприсоединения, то сейчас склоняется к стратегической автономии — не вовлекается в крупные конфликты, не входит в военные блоки и при этом блюдет свои интересы при взаимодействии с государствами, с которыми у нее уже сложились партнерские отношения. Она следует принципам многополярности. Например, ей удается балансировать меж двух огней: она продолжает сотрудничать с США и поддерживать дружеские связи с Россией.
Индийские политологи рассматривают мир вокруг Индии в виде трех стратегических концентрических колец. Первое охватывает непосредственных соседей. Это государства Южной Азии, c которыми Индия налаживает максимально благоприятные отношения, стремится увеличить товарооборот и объем инвестиций и укрепить культурные связи. Второе — это расширенное соседство с более отдаленными азиатскими странами и со странами в зоне Индийского океана. Здесь Индия стремится уравновешивать влияние других государств и не допускать ущемления своих интересов, выстраивает активную энергетическую политику, создает транспортные коридоры. Третье кольцо — мировая арена, на которой Индия хочет занять место одной из великих держав и играть ключевую роль в обеспечении международного мира и безопасности. В это кольцо входят и Европа, и США, и Россия.
Есть ли у Индии реальные шансы стать экономическим лидером?
Индия, конечно же, стремится стать одним из ведущих мировых экономических и производственных центров. Для этого есть все предпосылки, так как ее экономика быстро растет, а по количеству населения Индия уже обошла Китай. По официальным данным, в ней проживают около 1,5 млрд человек, по неофициальным — 1,8 млрд.
Фактически Индия начала наращивать ресурсы с момента обретения независимости в 1947 году. С 1950-х по 2017-й велось планирование по пятилеткам: на каждую из них ставились определенные задачи, которые выполнялись с ускорением или без. В 1991 году Индия столкнулась с кризисом валютных резервов и приступила к реформе социалистической экономики: стала развивать частное предпринимательство и активно привлекать иностранные инвестиции. В ходе крупных экономических преобразований постепенно определились ключевые отрасли. Все, что связано с технологиями, сельским хозяйством, производством, фармацевтикой уже в тот период стало выходить на первый план. К 2008 году экономический рост достиг пиковых показателей в 6,5—7,5%.
Еще несколько лет назад эксперты прогнозировали, что к концу 2030-х — началу 2040-х Индия войдет в тройку стран-лидеров экономического роста наравне с США и Китаем. Однако темп развития затормозила пандемия, тогда показатель роста остановился на отметке 5—5,5%. Но уже в 2022-м Индия находилась на пятом месте среди всех стран мира и на втором (после Китая) — среди развивающихся стран по показателю ВВП.
Ее экономический рост продолжается, поэтому вполне вероятно, что в течение нескольких десятилетий Индия войдет в тройку лидеров.
В развитие каких отраслей Индия сейчас вкладывается в большей степени?
На первом месте сфера услуг: ИТ-технологии, аутсорсинг бизнес-процессов. Бангалор стал настоящим мозговым центром айтишников — азиатской Кремниевой долиной. За рубежом много индийцев работают на такие крупные корпорации, как Google, Amazon и т. д. Цифровизация и внедрение ИИ, в том числе в образовании, банковской и финансовой сферах, поддерживаются правительством.
Отдельно можно выделить EdTech, который развивается бешеными темпами. С 2010 по 2020 год венчурное финансирование в EdTech выросло в 32 раза, и в 2020-м составило $16,1 млрд. В Индии разработаны обучающие программы, основанные на ИИ, который применяется для всех элементов обучения, начиная с журнала успеваемости и заканчивая коммуникациями между обучающимися и образовательными структурами. Так как в перенаселенной Индии до сих пор остро стоит проблема бедности и не все дети могут получить даже начальное образование, эксперты предполагают, что EdTech со временем сможет закрыть базовые потребности населения не только в высшем и дополнительном, но и в школьном образовании.
Более половины населения Индии занято в сельском хозяйстве, оно приносит около 20% ВВП страны. Существует много программ, которые поддерживают фермеров, животноводов и производителей продуктов питания.
Кроме того, Индия занимает второе место в мире по выплавке стали и вышла в мировые лидеры в таких областях, как ювелирное дело, производство шелка, фармацевтика. Быстро развиваются космические технологии, атомная энергетика, текстильная промышленность, автопром. Инвестиции идут в программы по развитию туризма.
В каких сферах Индии выгодно сотрудничать с Россией?
Из-за угроз вторичных санкций сотрудничество между нашими странами пока ограничено в основном сферой энергетики. За счет поставок энергоресурсов товарооборот между Россией и Индией вырос до $40 млрд за 2022—2023 годы. Наша страна — один из пяти основных поставщиков энергоресурсов на индийский рынок.
В перспективе можно говорить о сотрудничестве в области технологий, в том числе в космической отрасли. Также потенциально интересен рынки удобрений, черных и цветных металлов. Но пока объем импорта из Индии в Россию ничтожно мал. Мы привыкли покупать там чай, текстиль, продукты питания, но в Индии гораздо больше качественных товаров.
Индия также заинтересована в сотрудничестве в фармацевтической и медицинской отраслях. Несмотря на продвинутые технологии, в Индии проблемы с медицинским оборудованием, и Россия могла бы помочь их решить.
Индийцам также интересна обработка драгоценных камней. В России уже есть завод по производству бриллиантов, построенный индийцами, и они хотели бы расширять это направление.
Кроме того, Индия готова инвестировать в освоение Арктики. В этой сфере нашим странам могла бы быть интересна совместная деятельность как в области разработки месторождений, так и в области производства систем навигации, ледоходов и аэромашин.
В последнее время российские образовательные учреждения начали открывать представительства в Индии. Каковы перспективы такого сотрудничества?
Это агитационная деятельность: в индийских вузах открываются небольшие административные структуры, которые занимаются привлечением студентов к совместным программам или к образовательным программам в России. Например, у нас в стране хорошее фундаментальное медицинское образование — в наших медицинских вузах сейчас учатся примерно 17 тыс. индийских студентов. Потом они возвращаются и открывают клиники у себя на родине.
Самая большая проблема в том, что индийцы мало знают не только о России и россиянах, но и о российском образовании — они привыкли учиться в Европе, США, Канаде и даже в Японии. Информацию они черпают в основном из зарубежных источников, так как представительств российских СМИ в Индии почти нет. Стоимость нашего образования в два-три раза ниже европейского, но старые соглашения о сотрудничестве с индийскими вузами уже истекли или вот-вот истекут, а новые только на стадии подписания. Поэтому приход российских образовательных организаций (вузов, центров или языковых школ) — грамотный имиджевый шаг.
В целом в то время как иностранные компании — образовательные и не только — занимали индийский рынок и налаживали там связи, мы многое упустили. И сейчас нужно максимально быстро наверстывать упущенное.