читайте также
Каждый, кто задумывается о будущем, наверняка понимает, что личный и профессиональный успех в значительной степени зависит от полученного образования. Основы образования закладываются в школе, поэтому не удивительно, что утверждение нового государственного стандарта среднего (полного) общего образования вызвало столь бурный отклик. Однако реакция СМИ, а затем и рядовых граждан меня неприятно удивила.
Критика школы давно стала общим местом. Тот, кто не подвергает сомнению качество среднего образования, рискует прослыть противником прогресса. Складывается впечатление, что все взрослое население России получило блестящее образование, а нынешние юные россияне лишены этой возможности. Я же наоборот часто сталкиваюсь с необразованными представителями старших поколений и образованной молодежью. Поэтому я убежден: следует избегать общих суждений и ответственно относиться к формированию собственной точки зрения.
Чего мы хотим от среднего образования? Подготовки детей к следующему этапу жизни. Свободного выбора образовательной траектории. Качественного преподавания конкретных дисциплин. Формирования личности, способной к критическому, самостоятельному мышлению. Свободы для сильных школ в формировании авторских программ. Ради достижения этих целей и разрабатывался новый стандарт.
Но многие видят в нем стремление государства сократить расходы на образование, снизить до минимума уровень знаний выпускников — то есть разрушить всю систему. Хотелось бы спросить критиков стандарта: а вы потрудились его изучить? Или по доброй советской традиции «не читали, но осуждаете»? Чтение стандарта — нелегкое занятие. Но если мобилизовать интеллект, в нем можно разглядеть важные новшества.
Во-первых, стандарт определяет требования к результатам освоения школьной программы — они разделены на личностные, метапредметные (навыки социальной, учебно-исследовательской и проектной деятельности) и предметные. Это ответ на запросы времени, связанные с переходом к life-long learning, то есть пожизненному (именно так!) образованию. Развитие личности и навыки метапредметного уровня сегодня не менее важны, чем ориентация в предметных областях. Во-вторых, предметный уровень разделен на основной и углубленный — это значит, что школьники могут сами определять глубину изучения предметов. Возможность выбора касается и набора дисциплин. Утверждение, что теперь старшеклассники будут посещать только русский язык, математику, физкультуру и ОБЖ, — грубое искажение сути стандарта. Цитирую: «Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9 (10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области». На всякий случай перечислю эти области: филология, иностранные языки, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности. Школы получают возможность вводить астрономию, искусство, технологию, психологию и пр. «в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения».
Получается, что новый стандарт отвечает сформулированным выше пожеланиям. Поэтому его введение — большой шаг вперед. Более того, это, скорее, не стандарт (который предусматривает строгое соответствие норме), а минимальные требования к программам, которые должны создавать школы. Сами школы получают немыслимую ранее свободу для творчества.
Вступившись за новый стандарт, я не утверждаю, что на пути его внедрения не встретится трудностей. Руководители многих школ попытаются следовать букве стандарта, по сути ничего не меняя в своей деятельности. Необходимость создавать новые программы вызовет сопротивление со стороны консервативных учителей. Родители и школьники столкнутся с неизбежными проблемами при выборе образовательной траектории. Но ведь эти явления будут сопровождать любые изменения в такой консервативной сфере, как образование!
Стремление к свободе тесно связано с ответственностью за выбор. В образовании можно пойти легким путем, но и результат будет легковесным. Раньше государство фиксировало набор дисциплин и их содержание. Теперь в создании программ должны участвовать школы, родители и сами ученики.
Хотим свободы — берем на себя ответственность. Во всех областях жизни, в том числе в образовании. На развитие этого навыка и нацелен стандарт.