читайте также
Каковы функции судебной системы, скажем так, в идеале?
Общество, реализуя инстинкт самоорганизации, создает такой институт, как современное государство, которое берет на себя функции по обеспечению взаимодействия между людьми. В то же время государство остается частью социума, а взаимоотношения между людьми и властными институтами нуждаются в верховном арбитре — эту роль берет на себя судебная власть. Не стоит забывать и о стремлении к справедливости. Блаженный Августин говорил: «Что такое государство без справедливости, как не шайка разбойников». Функция суда — это одновременно и ответ на этот вызов, и обеспечение этой потребности.
Каково современное состояние российской судебной системы?
Если говорить о формальном институте, то вроде бы все нормально: законы у нас неплохие. Конечно, они нуждаются в совершенствовании, но, в целом, за последние 20 лет в этой сфере произошла революция. Как говорят юристы, при советской власти не было суда — была судебная функция. А сейчас с формальной точки зрения появились независимый суд и гражданское право.
Однако проблема в том, что между формальным и социальным институтами — огромный разрыв. Согласно современной институциональной теории, институт — это формальные нормы, неформальные предписания и условия, в которых они функционируют. Институт работает нормально, когда это все соответствует друг другу. В развитых демократиях базовые социальные отношения — горизонтальные: конкуренция, кооперация, доверие к партнеру, а не к президенту. В странах другого типа, назовем их авторитарными, базовые отношения вертикальные: властное доминирование, подчинение, патрон-клиентские отношения, доверие к начальнику, а не к партнеру. В демократических странах государственные институты обслуживают горизонтальные отношения. В авторитарных — вертикальные. Что происходит у нас? Мы принимаем законы, которые обслуживают горизонтальные отношения. Законы принимаются быстро, а неформальные отношения, практики, убеждения людей меняются медленно. Социальная ткань остается вертикальной, а нормы становятся горизонтальными — и получается разрыв. Это несоответствие порождает множество отклонений.
В судах всех категорий ситуация одинаковая или есть различия?
Разница есть. Например, в уголовном судопроизводстве большой обвинительный уклон. Расскажу историю из практики знакомого адвоката. Ему удалось доказать, что его подзащитный невиновен, и судья вынес оправдательный приговор. Но, по всей видимости, дело было заказное, и через некоторое время кассационная инстанция вернула его на повторное рассмотрение, а судья лишился своих полномочий. Второе разбирательство — и следующий судья вынес оправдательный приговор. Кассационная инстанция снова вернула дело. Третий судья вызвал адвоката и сказал: «Ты видишь, что происходит? Если я вынесу правосудный приговор, дело кончится тем же, и рано или поздно найдут судью, который все сделает, как нужно. Поэтому договоримся так: я даю условный срок, твой клиент выходит на свободу из зала суда — и, с одной стороны, довольна прокуратура, которая ставит галочку, с другой — довольны вы, потому что вы на свободе, и с третьей — доволен я, потому что я остаюсь судьей». Так они и решили. Или другая история: на одну судью из Московской области завели уголовное дело по статье «Воспрепятствование осуществлению правосудия» за то, что она не продлила срок предварительного заключения по требованию следствия. Это разные элементы мозаики, из которых складывается общая картина. Специфика уголовного правосудия еще и в том, что здесь одна из сторон — гражданин, другая — государство. И, вопреки закону, они не равны в процессе, потому что у государства много рычагов давления. Победить государство почти невозможно. Например, в делах по защите избирательных прав выигрыши можно пересчитать по пальцам — и до добра они не доводят. На последних выборах мэра Барнаула были допущены фантастические нарушения — и формально победил ставленник «Единой России». Против него был подан иск, и судья признал выборы недействительными. Через некоторое время судью лишили полномочий, а его решение отменили. Здесь мы наблюдаем явную заинтересованность государства.
Тем не менее существует большая категория дел, где интерес государства не проявляется, — например дела по социальным невыплатам. Там судьи часто присуждают победу истцам, и государство вынуждено платить. Сравнительно хорошая ситуация в гражданском и в арбитражном судопроизводстве. Там стороны равны. Если нет властного или коррупционного заказа, суд работает адекватно.
Соответствует ли представление граждан о суде реальному положению дел?
Не соответствует. Как показывают наши социологические данные, у граждан последние несколько лет идет ментальная ломка. Мы выяснили, что судам в целом доверяют больше, чем другим институтам власти, и это доверие постепенно растет. Кроме того, резко повысилась доля тех, кто затрудняется дать оценку работе суда, — а это свидетельство стресса, перестройки сознания. Из-за чего это происходит? Главным образом из-за конфликта между практикой и информационным фоном. Суд — единственный институт власти, который не имеет у нас в стране пиара. Вы постоянно видите сериалы о ментах, прокурорах, судебных исполнителях — о ком угодно, но не о судьях. Положительный образ судьи не создается. Для сравнения: в американских полицейских фильмах кульминация действия происходит в суде. В наших фильмах кульминация — это поимка преступника. Дальше нет правосудия. Если прислушаться к высказываниям наших высших руководителей, они, в основном, говорят о коррупции в судебной власти. На практике же — и это показывают наши данные — суд по уровню коррупции не на первом, а на третьем месте. И последнее, самое важное. Доля дел, в которых судья выполняет заказную функцию и выносит неправосудное решение, весьма мала. Но эти дела — скажем, дело Ходорковского и Лебедева или дела по защите избирательных прав — хоть и тонут в массиве разводов, бытовухи и т.д., имеют колоссальные негативные последствия. Во-первых, они ведут к разрушению политической конкуренции и бизнес-климата в стране. Во-вторых, на них реагирует пресса, и публикации в СМИ создают негативный имидж суда. Но одновременно с этим бизнес и граждане, которые обращаются в суд, остаются довольны его работой: согласно нашим данным, люди в три раза чаще оценивают свой процесс позитивно, чем негативно. Столкновение опыта и информационной среды рождает когнитивный диссонанс, и происходит ломка общественного сознания. Ведь практика очень часто сильнее пропаганды.
Если судьи станут независимыми — везде, а не только в делах, лишенных коррупционного или властного интереса, — не приведет ли это к бесконтрольности?
Есть такая опасность. Скажем, на Украине, по свидетельству экспертов, судьи очень хорошо «конвертируют» независимость. Однако следует различать независимость судебной власти как института и независимость судебных решений. Гражданам нужна независимость решений. А независимость судебной власти — вообще очень редкая вещь. Допустим, судей Верховного суда в США и судей во Франции назначают — и ничего. Главное — охранять независимость их решений. Контроль за тем, чтобы судья не попадал в коррупционные связи, чтобы на него не давили, может осуществлять гражданское общество и само судебное сообщество. Для этого существует много механизмов, в том числе испытанных в других странах. Скажем, есть миф, что судебные решения нельзя обсуждать. Это неточная интерпретация конституционной формулы. Для примера: в Германии судебные решения по косточкам разбирают в специальных журналах. Это институт профессионального контроля и повышения квалификации судейского сообщества. Ну и кроме того, должен работать институт репутации: судья без репутации — ничто.
Какие аспекты существования судебной системы надо учитывать при ее модернизации?
Прежде всего, следует помнить, что суд тесно связан с другими институтами: с прокуратурой, с адвокатурой, со следствием, с исполнительным судопроизводством. И когда мы говорим о работе суда, мы должны видеть, как функционируют сопряженные с ним институты. Например, система критериев, по которой оценивают эффективность работы следствия и прокуратуры, заставляет представителей этих организаций давить на суд. И это один из факторов, вызывающих гигантский обвинительный уклон. Кроме того, необходимо учитывать историю института. Например, с советских времен на судебное решение оказывают влияние через председателей судов. Этому способствуют даже некоторые формальные нормы. Поэтому сейчас юристы говорят, что надо менять статус председателей судов. Ну и конечно, нельзя забывать, что суд, как и любой институт, — это не только формальные нормы, но и неформальные практики, сознание людей, их представление о должном и желаемом, правосознание судей и граждан. А с правосознанием судей у нас большие проблемы, потому что за исключением двух-трех вузов юристов обучают в условиях воспроизводства старого советского позитивистского сознания. Согласно ему судья — важный финальный винтик в большой карательной машине, а не арбитр. Понятно, что такое правосознание готовит судью к той ситуации в уголовном судопроизводстве, о которой я говорил.
Как изменить правосознание судей?
Сейчас судьи рекрутируются в основном из следователей, прокуроров, представителей судейского аппарата: помощников судей, секретарей и т.д. — и это определяет их мировоззрение и правосознание. Чтобы что-то изменить, нужно расширить круг потенциальных судей — включить в него, например, адвокатов, корпоративных юристов. Для этого важно создать такую атмосферу, при которой должность судьи воспринималась бы как вершина юридической карьеры и вызывала почет и уважение. У нас этого нет. Кроме того, важно ввести специализированное судейское образование, более длительное, чем у остальных юристов. Кстати, по такому пути уже пошла Киргизия — можно присмотреться к ее опыту.
Каким образом нужно измененить статус председателя суда?
У председателей суда сейчас несколько функций: распределение дел, принятие решений относительно судьбы судьи, представительство состава суда на совещаниях и т.д. Я убежден, что распределение дел должно быть либо случайным, либо алфавитным. Ведь в состав суда входят, положим, 11 нормальных судей и один неквалифицированный юрист, который купил свою должность и держится за нее руками и ногами. Председатель суда знает, что ему можно поручить «специфическое» дело, и нужное решение будет принято. Поэтому распределение дел не должно ни от кого зависеть. Можно оставить председателя суда как некую формальную должность. Но тогда она должна быть ротационной: раз в год автоматически по списку судьи будут сменять друг друга на этом месте. И отдельно нужно выделить чисто административную должность, чтобы обеспечивать, так сказать, смазку механизма: чтобы бумага была, стулья и компьютеры не ломались и т.д.
Что еще необходимо сделать для оздоровления судебной системы?
Мер по оздоровлению собственно суда немного, и о некоторых из них власть уже заговорила. В частности, это введение апелляции вместо кассации. Но, в целом, изменения должны проходить за пределами суда. Взять, например, заказные дела — сетевой бизнес, в который вовлечены следователи, прокуроры, налоговики, судьи. Эти дела, направленные против бизнесменов, делятся на две категории. Первая — бизнес интересен должностным лицам. Ведь власть у нас занята, прежде всего, бизнесом. Так вот это необходимо пресечь, развести власть и коммерческую деятельность, чтобы таких ситуаций не возникало. Вторая категория — покупка: один предприниматель заказывает атаку на другого. Понятно, что исправлять ситуацию нужно за пределами суда: в ремонте нуждается вся правоохранительная система. Точно так же с политической конкуренцией: здесь главное заинтересованное лицо — власть, начиная с Администрации Президента, Думы и далее по всей вертикали. Чтобы судьи могли смело принимать решения по делам, связанным с защитой избирательных прав, нужно менять политическую систему. Суд изолированно не лечится.
Вы говорили: мы берем законы, настроенные на горизонтальную систему отношений, и внедряем их в вертикальную. Какой вам видится выход: принимать другие законы или менять систему?
Конечно, надо менять сознание людей. В некоторых странах либеральной демократии дети играют в суды — и начинают понимать, что такое суд, для чего он нужен, какова функция судьи и т.д. Ведь что происходит, когда совершается революция в законодательной сфере? Для социальной среды это внешнее воздействие: некие реформаторы принимают какие-то новые законы, которые меняют формальные правила игры. И это запускает в социальной среде некие процессы отбора неформальных практик и отношений. Старое начинает конкурировать с новым. Если эта система предоставлена сама себе, то высок шанс, что новые хорошие правила игры проиграют. Они будут подавлены социальной средой. Классический пример — история с банкротствами в России. Да, мы проводим реформы, создаем свободную либеральную экономику, в которой существует институт банкротств. И мы просто принимаем закон о банкротствах, которые, как известно, нужны, чтобы на рынке санировать неэффективных собственников. И через некоторое время выясняется, что банкротства используются у нас, чтобы незаконными способами отбирать собственность у эффективного бизнеса. Мы думали: примем хороший закон — и он изменит социальную среду. Ничего подобного: происходит наоборот. Значит, если мы хотим, чтобы закон заработал, чтобы возникла новая система отношений, мы должны воздвигать препятствия для неформальных практик и отношений, противоречащих новым формальным нормам, и создавать благоприятные условия для практик, которые им комплементарны. Мы же пока этого не делаем.
Можно ли воспользоваться опытом других стран, которые прошли через судебные реформы, — например, Чили?
В Чили, действительно, сравнительно недавно, после Пиночета, прошла колоссальная судебная реформа. Но там проблем было меньше, чем у нас, и они были иного характера: не с судьями, а с гражданами, которые любили полицейских, но не любили судей, потому что полицейские ловили преступников, а судьи их отпускали. То есть дело было, скорее, в правосознании граждан. К сожалению, мы в большой степени уникальны. Скажем, когда Польша, Чехия, Латвия проводили свои реформы, в том числе судебную, у них, как и у нас, не было особой стратегии, но они руководствовались простым девизом: надо сделать так, как было до Советов, а потом уже разбираться. У них был общий драйв — вернуться к старой государственности, память о которой еще не стерлась. У нас же все, что было до революции, оказалось выжжено: и идея частной собственности, и идея независимого правосудия. И сейчас вернуться к этому никому, за исключением 3—4 «маргинальных» мыслителей, и в голову не приходит.
Тогда, может быть, нам пригодится собственный опыт: реформы Александра II, прошедшие в 60-е годы XIX века, быстро принесли плоды.
Те реформы легли на подготовленную почву, поэтому все быстро заработало. Наши историки нашли архивы князей Голицыных, владевших заводами на Урале: приказчики слали им отчеты о том, кому и сколько взяток они давали. В начале XIX века взятки, в основном, шли губернаторам, их заместителям и другим чиновникам. В середине XIX века — в основном, судейским; губернаторским перепадало несколько процентов от общего объема взяток. Это значит, что судьи были достаточно независимы, и те, кто давал взятки, игнорировали царскую вертикаль.
Проводя эти реформы, власть пошла на колоссальные самоограничения. И это главное, чему нас может научить этот исторический пример. Император не вмешивался в дела местного самоуправления, в дела судебные. Судьи и адвокаты были по-настоящему независимы. Представители власти, прокуроры не могли себе позволить влиять на судей, в том числе потому, что было сильное общественное мнение. Ведь в число александровских реформ входила и свобода прессы. Кроме того, активно использовался институт суда присяжных — а ведь это, в том числе, и институт воспитания правосознания. Так что свой опыт безусловно полезен.
Какие у вас прогнозы относительно модернизации суда?
Невозможно решить очень многие проблемы страны без независимого суда. ИНДЕМ проводил несколько проектов по изучению несчастной жизни малого бизнеса. И во время глубинного интервью один предприниматель сказал примерно следующее: «Дайте нам нормальный суд, все остальные проблемы мы решим сами». И это абсолютно правильно. С другой стороны, нужны условия, при которых у власти появится спрос на независимое правосудие. А этот спрос рождается только в условиях политической конкуренции. Дальше, наверное, объяснять не нужно. Так что, пока не изменится политический режим, никакой модернизации не будет.