читайте также
Формула расчета изменений такова: перемены происходят, когда цена сохранения текущего положения вещей начинает превышать риски, связанные с изменениями.
C(SQ)>R(C)
С этой формулой я впервые познакомился осенью 1970 года, едва окончив колледж Амхерст. Сразу после выпуска я забросил вещи на заднее сиденье своего синего «Мустанга» и, проехав через всю Америку, прибыл в штат Орегон, в город Портленд.
Обычным пасмурным портлендским днем я пересек Стальной мост, отыскал место для парковки в центре города, вышел из машины и подумал: «Ну вот я и прибыл, хотя пока и неясно зачем».
Тогда я еще не знал, что приехал в Портленд как раз в тот момент, когда решалось будущее этого города. Не знал я и того, что последующие десять лет мне предстоит работать здесь вместе с молодым мэром, его увлеченной командой единомышленников и многочисленными местными активистами, и что наша деятельность поможет превратить Портленд в самый прогрессивный и удобный для жизни город Америки.
Осенью 1970 года Портленд был совсем не таким.
В то время он считался настоящей глушью – и всех это устраивало. Сан-Франциско мог гордиться своей утонченной изысканностью, Сиэттл – бурным ростом, которым он был обязан расположившейся здесь компании «Боинг». Портленд же в 1970 году, казалось, застрял где-то в 50-х. «Потрясти костями» – то есть прокатиться взад-вперед на спортивной машине по жалкому местному аналогу Бродвея – было лучшим из развлечений для пятничного вечера. Город деревообрабатывающих комбинатов и лесопилок, Портленд выглядел грязным и неприглядным: районы трущоб с пьяными бездомными на улицах, полуразрушенные ночлежки… Был в городе и свой деловой центр, однако большинство офисных зданий выглядели старыми и обшарпанными. Городские власти под стать деловому центру: в 1970-м средний возраст сотрудников мэрии перевалил за 70.
Все это было ясно даже новичкам вроде меня.
С чем ясности было куда меньше, так это с планом развития города, начертанным тогдашним руководством, в особенности – с разветвленной дорожной системой, именовавшейся «Планом развития городской транспортной сети». Вскоре после окончания Второй мировой войны Портленд пригласил знаменитого нью-йоркского архитектора Роберта Мозеса, заказав ему разработку этого самого плана развития. Мозес спланировал для Портленда то, что он уже сделал для Нью-Йорка: беспорядочно расползающуюся во все стороны сетку дорог, прорезающих тут и там жилые районы города. Если бы город решился воплотить в жизнь план Мозеса, каждый десятый дом либо пришлось бы снести, чтобы освободить место для строящейся магистрали, либо он оказался бы стоящим вплотную к оживленной трассе. По сути, эта концепция превращала Портленд в миниатюрный Лос-Анджелес. Жилым районам предстояло смириться с потоками автомобилей, проносящихся днем и ночью. Многие семьи ожидал переезд в пригороды. Разрастание города должно было полностью изменить облик всего региона. А самому Портленду было уготовано стать белым пятном на карте округа, городом бедняков, стариков и молодежи, которым переезд в пригороды окажется не по карману.
Такова была ситуация. Однако в этот момент на сцене появился молодой и обаятельный Нил Голдсмит, бывший адвокат, сумевший полностью ее изменить.
Нил был истинным уроженцем Орегона. Он вырос в Юджине, окончил Университет Орегона, где был избран президентом студенческого союза, и поступил на юридический факультет в Беркли. Нил участвовал в акции «Лето свободы», проводившейся в рамках движения за права человека в штате Миссисипи и посвященной регистрации чернокожих избирателей штата. Вернувшись в Портленд, он работал в адвокатском бюро. Когда ему исполнилось 27, выставил свою кандидатуру на выборах в городской совет – и победил, став единственным представителем молодежи на этом собрании старейшин.
Еще будучи кандидатом, Нил активно критиковал стиль работы городского совета, который принимал свои решения келейно, при закрытых дверях, и лишь потом представлял уже, по сути, готовую резолюцию на якобы публичных слушаниях. Он критиковал существующую систему городского планирования, не учитывавшую нужд горожан. Но активнее всего обрушивался с критикой на готовое вот-вот начаться строительство первой гигантской автострады, предусмотренной грандиозным транспортным планом Мозеса.
Став членом городского совета, Голдсмит обратился к мэру с просьбой дать ему контроль над городским планированием. Вместо этого мэр поручил ему заботу о службе отлова бездомных животных.
Через год Нил выставил свою кандидатуру на выборах мэра. На обложке его агитационной брошюры для избирателей была напечатана цитата из программной речи: «В нашем городе нам есть что любить, есть о чем заботиться и есть что терять. Не оставайся в стороне!» Вся кампания Нила напоминала урок математики.
Какова стоимость сохранения текущего положения дел?
Какие риски возникают при проведении изменений?
Как выяснилось, с учетом предстоящего строительства суперавтострады, стоимость сохранения существующего курса мэрии была чрезмерно высока: предполагался снос целых жилых кварталов, загрязнение воздуха, направление дополнительных транспортных потоков в центр города, и без того перегруженный автомобилями. И все – для того, чтобы построить автостраду, которая будет парализована пробками с момента ввода в строй, – именно так гласили результаты экспертизы, изучавшей воздействие предстоящей стройки на окружающую среду. Иными словами, ценой сохранения курса должно было стать разрушение того Портленда, который знали и любили его жители.
Что касается рисков, связанных с изменениями, – все они были воплощены в фигуре Нила Голдсмита. Голдсмит говорил очень быстро: политические оппоненты, насмехаясь над его манерой выступать, называли ее «сплошное тра-та-та». Нил был очень молод, он всегда спешил – эти факторы были рискованны сами по себе. В некоторых районах города жители с неодобрением обсуждали его еврейское происхождение.
Впрочем, выборы дают избирателям возможность самим произвести все необходимые вычисления. В конце концов, жители Портленда решили, что риск, связанный с грядущими переменами, им кажется менее опасным, чем сохранение прежнего курса. В день выборов избиратели отдали свои голоса за Нила Голдсмита, ставшего самым молодым в истории США мэром крупного города.
Если теперь вам доведется попасть в Портленд, обратите внимание на линии скоростного трамвая, построенные вместо запланированных автострад. Посетите оживленный деловой центр города, взгляните на пригороды с их прекрасной экологией. Вы увидите, что жители Портленда сумели правильно решить математическую задачку о необходимости перемен. Сохранение прежнего порядка вещей обошлось бы им гораздо дороже, чем все эти рискованные изменения.
Что же из этого следует?
Этот урок я получил больше тридцати лет назад. С тех пор принимал участие во множестве попыток провести реформы как в государственном управлении, так и в бизнесе. О многих таких попытках мне потом приходилось писать. Как правило, в роли реформаторов выступали люди, глубоко убежденные в своей правоте, уверенные, что они совершают благое дело, и готовые пожертвовать собственной карьерой во имя победы. При этом в большинстве случаев реформаторы проигрывали, а их карьера на этом заканчивалась.
Это несправедливо. Но в большинстве случаев именно так и происходит. Почему?
Потому что убежденности в собственной правоте недостаточно. Ведь противник, в свою очередь, тоже верит, что он прав. Если вы, к примеру, мечтаете продавить проведение реформ в корпорации и пытаетесь убедить генерального директора стать вашим сторонником лишь потому, что «правда на вашей стороне», вы тратите время впустую. Если вы сводите дискуссию о реформах лишь к своему противостоянию с оппонентом и предлагаете руководству сделать выбор между вами, утверждая, что готовы поставить на карту свою карьеру, – можете начинать паковать вещи. Вас просто-напросто начнут воспринимать как агрессивного фанатика, а отсюда лишь шаг до участи мученика.
Если же вы действительно хотите победить, а не положить вашу жизнь на алтарь идеи, стоит усвоить методики и тактические приемы, которые помогут изменить ситуацию в вашу пользу.
Во-первых, вы должны ясно представлять себе, что предстоит долгая борьба – не стоит сразу ставить на карту свою карьеру в надежде на молниеносную победу. Неважно, стремитесь ли вы убедить руководство принять новый курс развития, изменить методику работы отдела маркетинга или внедрить новейшую стратегию найма сотрудников, дабы привлечь в компанию новые таланты, – в любом случае, если вы собираетесь бороться, для этого вам, как минимум, необходимо сохранить за собой рабочее место. Реформы, как правило, проходят в соответствии с поговоркой: дело не закончено, пока оно не закончено, и даже после завершения оно еще не совсем закончено. В политике и бизнесе вокруг реформ происходят похожие баталии, поэтому, чтобы участвовать в процессе от начала до конца и обеспечить себе долгосрочную победу, нужно оставаться на посту.
Во-вторых, следует знать терминологию и систему аргументации оппонентов лучше, чем знают их они сами. Когда мы занимались реформированием транспортной системы Портленда, нам потребовались гораздо более весомые аргументы, нежели апелляции к состоянию окружающей среды. Мы должны были говорить на профессиональные темы с инженерами-транспортниками. Нам приходилось доказывать, что автострада не только ухудшит обстановку в жилых районах и будет загрязнять воздух, но и не поможет решить транспортные проблемы. Именно наше утверждение, что автострада будет парализована пробками сразу после ввода в строй, оказалось в конечном итоге тем аргументом, который наши оппоненты не смогли опровергнуть.
Непременно научитесь приводить экономические аргументы, если вы еще не овладели этим умением. Как правило, обе противоборствующие стороны принимают в расчет стоимость тех или иных мероприятий. Доказательства того, что ваше решение обойдется дешевле, и при этом окажется более эффективным, сделают ваши выкладки гораздо более убедительными.
В-третьих, запомните: недостаточно критиковать подход, который вы считаете негодным; наряду с критикой следует предлагать нечто лучшее. Это особенно важно, если вы пытаетесь убедить руководство или ваших избирателей, что существующее положение вещей требуется изменить. Профессиональные политики знают: любые предложения лучше, чем отсутствие предложений. Если вам нечего предложить, сторонники сохранения устоявшегося порядка, будь он сколь угодно неприятным и неэффективным, обязательно победят. Сдерживайте свое недовольство до тех пор, пока досконально не проработаете свое альтернативное предложение, включая аргументы в его защиту, детальное описание, экономическое обоснование и все необходимые расчеты.
И, наконец, позаботьтесь о приобретении сторонников. Слишком часто меняя союзников, вы рискуете загнать себя в угол и остаться там в одиночестве вместе со всеми своими доводами. В то же время искреннее и творческое стремление к переменам способно поколебать устоявшиеся взгляды и разрушить старые союзы. Если вы правильно произвели все расчеты, показали, во что обходится поддержание нынешнего порядка вещей и как можно снизить риски, связанные с изменениями, вы, вполне возможно, сумеете привлечь на свою сторону неожиданных союзников из числа людей, которых вы полагали «слишком консервативными» и «боящимися риска». Очаруйте их своей логикой. Объясните, что предлагаемое вами решение соответствует их консервативным взглядам, потому что оно рационально, помогает сэкономить средства и исключает любые неожиданности. Убедите их, что изменения на самом деле – наименее рискованный и реальный вариант развития событий.
Научиться искусству перемен означает, прежде всего, научиться их просчитывать. Правильно организованные изменения – это не столько абстрактное искусство, сколько вполне конкретная научная дисциплина.