Цена выбросов: во что обойдется компаниям их углеродный след
Джон Малликен , Роберт ЭкклзВ результате государственных мер и функционирования рынков для торговли квотами на выбросы парниковых газов мы, по-видимому, неизбежно придем к тому, что по всему миру за выбросы нужно будет платить определенную цену. В подтверждение можно добавить, что такая цена предусмотрена в нескольких законопроектах Конгресса, но тот же эффект дадут и другие механизмы, такие как установление ограничений по объему парниковых газов для сектора или географического региона. Как показывают экономические модели и опыт Системы торговли квотами на выбросы парниковых газов ЕС (ETS), в краткосрочной перспективе цена будет составлять от $50 до $100 за тонну эквивалента CO2, и в дальнейшем она будет расти. Если взять в расчет значение в $100 за тонну, получается сумма примерно в 5% общего объема мировой экономики. Это огромная цифра. И кто будет нести такие обязательства? Мировые корпорации.
Корпоративные активисты, выступающие за борьбу с изменениями климата, грустно шутят, что выполнять климатические программы всегда «задача следующего CEO». Но у каждой компании с учетом ее выбросов есть непокрытая «короткая углеродная позиция», и эти неявные обязательства нужно признать. Эта короткая позиция возникает вследствие выбросов парниковых газов, обусловленных собственно деятельностью компании (сферы охвата 1 и 2 в соответствии с терминологией климатического учета — прямые и косвенные энергетические выбросы) и связанных с ее продукцией и услугами (сфера охвата 3 — все остальные косвенные выбросы). Большинство компаний не учитывают эти обязательства, потому что сегодня цена таких выбросов равна нулю и в прошлом году была равна нулю, поэтому кажется естественным, что и в дальнейшем она останется такой же. Можно сказать, что компании выходят на фьючерсный углеродный рынок с допущением, что эта фундаментальная составляющая себестоимости никогда не изменится. Любой, кто работает на сырьевом рынке, знает, что непокрытые позиции из прибыльных могут в мгновение ока выйти в большой убыток.
Как говорит на этот счет партнер Generation Investment Management Николаc Кукрика, «компаниям нужно управлять своими обязательствами в части выбросов парниковых газов, и пока еще у них есть время, если они уже сегодня займутся снижением рисков. Руководству корпораций, может быть, хотелось бы подождать появления “более дешевых технологий”, но есть вполне экономически целесообразные проекты даже при сегодняшних сравнительно низких ценах на выбросы».
Чтобы оценить последствия для отдельно взятой компании, рассмотрим пример ExxonMobil. Недавно инвестор-активист Engine No. 1, владеющий небольшим пакетом акций, добился замещения трех членов совета директоров компании. Причина — отсутствие понимания, что энергетическая трансформация требует принципиальных изменений стратегии и соответствующих решений о распределении капитала. Почему инвесторы были так возмущены? В 2020 году выбросы ExxonMobil составили 112 млн тонн эквивалента CO2 (помимо углекислого газа учитываются и другие парниковые газы, например метан). При цене в $100 за тонну обязательства компании по выбросам составляли бы $11 млрд в год. Поскольку за последние пять лет компания зарабатывала в среднем только $8 млрд, это означало бы скорое банкротство. Весьма показательно, чтобы наконец обратить внимание совета директоров на проблему. Добавьте к этому долю компании из суммарных $60 млрд применительно к 600 млн тонн ее косвенных выбросов сферы охвата 3 (неизвестно, какую часть этой нагрузки удалось бы переложить на плечи покупателей) — и картина вырисовывается еще более мрачная.
Некоторые компании предпочитают действовать уже сейчас. Возьмем для примера европейскую авиакомпанию-лоукостер Ryanair. Как и все остальные участники отрасли, Ryanair изначально, по сути своей деятельности, поставщик выбросов, поскольку не существует готовой и доступной альтернативы ископаемым видам топлива, которая могла бы использоваться в сфере бизнеса авиаперевозчиков. Послушайте запись конференц-колла Ryanair от 17 мая 2021 года по подведению итогов финансового года, закончившегося 31 марта 2021-го, и вы поймете концепцию на будущее. Выбросы парниковых газов в 2020 году обошлись компании в €150 млн. С того времени в ЕС цена за тонну эквивалента CO2 выросла вдвое. Однако компания уже купила опционы на CO2, чтобы хеджировать свои обязательства и не допустить их роста до 10% от суммы ожидаемой прибыли или около того в соответствии с оценкой одного из аналитиков.
В Ryanair намерены укреплять конкурентные преимущества за счет топливоэффективного парка самолетов и работы над повышением операционной эффективности. В компании заявляют, что любой пассажир, который предпочитает Ryanair традиционным авиаперевозчикам, на 50% уменьшает свой экологический след (степень оказываемого им вредного воздействия на окружающую среду). В компании уверены, что по мере повышения платы за выбросы они будут отвоевывать долю рынка за счет ценовой конкуренции и брендинга. CEO группы Майкл О’Лири на конференц-колле о финансовых результатах заявил, что компания нацелена «добиться нулевого баланса выбросов к 2050 году и в дальнейшем сократить потребление топлива и сделать перелеты с Ryanair еще более экологичными». Они управляют климатическим риском как финансовым риском.
Нужно, чтобы компании начали покрывать свои «короткие углеродные позиции» уже сегодня, и для этого они должны предпринять пять шагов:
1. Оцените свои позиции в эквиваленте CO2. Рассчитайте для компании и ее цепи поставок общий объем выбросов и удельный показатель углеродоемкости (в тоннах на доллар выручки). Используйте в расчетах сферы охвата 1, 2 и 3 для определения прямых, косвенных энергетических и прочих косвенных выбросов, которые, вероятно, вскоре будут рассчитываться в отчетности.
2. Без учета каких-либо капитальных проектов определите, повышается ли или понижается углеродоемкость с ростом выручки, и смоделируйте все будущие выбросы.