Как Индустрия 4.0 меняет бизнес в мире и России | Большие Идеи

? Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как Индустрия 4.0 меняет бизнес в мире
и России

Результаты исследования «Четвертая промышленная революция: на стыке готовности и ответственности»

Автор: Иан Коулберн

Как Индустрия 4.0 меняет бизнес в мире и России
Cameron Venti / Unsplash

читайте также

Как выбрать идею для нового бизнеса: пионер или последователь?

Марина Трещова

«Человек цели» vs «человек течения»

Анна Козлова

Почему ваша компания не должна быть «семьей»

Джошуа Луна

Чтобы не было мучительно больно...

Роберт Стивен Каплан

Руководители компаний все чаще переключают внимание с повышения акционерной стоимости своих организаций на работу на благо общества в целом. Таким образом, четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) ведет к переосмыслению социальной роли бизнеса. Этот тренд отражен в третьем ежегодном отчете «Делойта» «Четвертая промышленная революция: на стыке готовности и ответственности», который определяет новую развивающуюся форму капитализма. Опрос более двух тысяч руководителей высшего звена из 19 стран подтвердил тот факт, что большая часть представителей бизнес-сообщества стремится обеспечить баланс между целями и прибыльностью.

Почти 60% руководителей отметили, что усиление положительного воздействия их организаций на общество является одним из пяти приоритетных направлений работы в рамках Индустрии 4.0. Для сравнения: два года назад всего 35% руководителей высшего звена полагали, что ведущие организации будущего должны уделять больше времени анализу результатов воздействия новых решений на общество.

Почему за два года руководители изменили свое мнение? Растущее внимание руководства к этой теме может быть обусловлено, в первую очередь, усиливающимся давлением со стороны внутренних и внешних заинтересованных сторон — сотрудников, инвесторов и потребителей. Согласно результатам опроса двумя основными причинами повышенного внимания руководства к социальным вопросам после получения дохода являются приоритет внешних заинтересованных сторон (40%) и давление со стороны персонала (20%).

По мере того как компании сталкиваются с новыми реалиями, руководство проводит переоценку своего подхода к трем основным областям Индустрии 4.0: социальному воздействию, управлению персоналом и стратегии.

Социальное воздействие: повышенная обеспокоенность и интерес к вопросам изменения климата

Вопросы, связанные с изменением климата и экологической безопасностью, все чаще привлекают внимание руководителей. Два года назад лишь 10% представителей высшего руководства считали, что их компании способны в значительной степени повлиять на экологическую устойчивость. Теперь же 48% респондентов полагают, что решение проблем, связанных с изменением климата, является одной из основных задач нынешнего поколения руководителей, а 38% считают столь же приоритетным вопросом стремление к устойчивому развитию.

Почти 90% опрошенных согласились с тем, что изменение климата окажет негативное воздействие на организации, а 59% заявили о разработке внутренних инициатив в области устойчивого развития (от сокращения числа поездок до прекращения использования пластика и т. д.). Еще 54% респондентов отметили, что рассматривают или уже реализуют социальные программы для решения вопроса изменения климата.

С каждым годом экологическая повестка и тема устойчивого развития становятся все более актуальными для российских компаний. По данным Национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов, в 2015 году свои отчеты публиковали 158 компаний, а в 2019 их количество увеличилось до 176.

В сентябре 2019 года Россия ратифицировала Парижское соглашение — крупнейшую глобальную инициативу по борьбе с изменением климата, а в декабре 2019 года Банк России присоединился к Сообществу центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы. В ответ на эту тенденцию некоторые компании, осознавая связанные с климатическими изменениями риски, полностью пересматривают свои методы ведения бизнеса или внедряют стратегии, ориентированные на ответственных потребителей.

Вместе с тем наш анализ показывает, что в России наблюдается несоответствие между уровнем интереса к данному вопросу и объемом фактических усилий, направленных на реализацию целей устойчивого развития. Треть компаний не имеют четко выраженной основной цели, которая включала бы в себя экологическую повестку. Три четверти не связывают свою основную цель с целями в области устойчивого развития. При этом абсолютное большинство организаций считает, что они и без того вносят свой вклад в развитие общества, экономики и охрану окружающей среды.

Несмотря на это мы отмечаем, что все больше компаний не просто декларируют свою деятельность с точки зрения устойчивого развития. Переход от количества отчетов об устойчивом развитии к качеству внедряемых в российских компаниях инициатив становится все более очевидным.

Руководители удваивают расходы на обучение сотрудников

Один из наиболее часто обсуждаемых аспектов Индустрии 4.0 — это потенциальное влияние технологий на рабочую силу. Подготовка сотрудников к работе в условиях Индустрии 4.0 по-прежнему является фундаментальной задачей бизнеса. Согласно опросу, у руководителей нет однозначного представления о том, как именно подготовить сотрудников. Только 10% респондентов заявили, что достигли большого прогресса в понимании того, какие навыки потребуются в будущем, и лишь 20% полностью согласились с тем, что их организации готовы.

В ответ на новые требования руководители сосредотачивают энергию и ресурсы на обучении персонала и все чаще считают развитие сотрудников своей обязанностью. Два года назад только 12% респондентов считали, что их организации могут в значительной степени влиять на образование и непрерывное обучение своих сотрудников. Теперь три четверти руководителей заявили, что обучение и развитие персонала являются приоритетными направлениями в рамках Индустрии 4.0, в которые они будут инвестировать больше всего. Поскольку цифровые технологии ускорят изменение работы, более 80% CXO (Chief Experience Officer) заявили, что они либо сформировали, либо находятся в процессе формирования корпоративной культуры непрерывного обучения, а еще 17% планируют это сделать.

Как показывает исследование «Мировые тенденции в сфере управления персоналом» (Deloitte Global Human Capital Trends), российские компании в сравнении с остальным миром уже не первый год демонстрируют единое видение приоритетов в области работы с персоналом. В 2019 году в первую тройку трендов как для всего мира, так и для России вошли обучение (86%), развитие опыта сотрудников (78%) и лидерство (82%).

Более 60% компаний, участвовавших в упомянутом исследовании, прогнозируют массовое переобучение персонала в ближайшие годы. Тем не мене, по оценке экспертов, в 2019 году бюджеты на обучение в большинстве российских компаний оставались на прежнем уровне.

Руководители все еще пытаются преодолеть стратегическую недальновидность

Стремительное развитие Индустрии 4.0 заставляет организации разрабатывать комплексные интегрированные стратегии и рассматривать возможности долгосрочного роста. Однако результаты опроса показывают, что руководству предстоит еще долгий путь. Две трети респондентов заявили об отсутствии формальной стратегии, отвечающей требованиям Индустрии 4.0, и лишь 10% уже разработали комплексную стратегию с учетом приоритетов четвертой промышленной революции.

Такой подход может оказаться недальновидным, поскольку, по данным опроса, организации с комплексными стратегиями, ориентированными на Индустрию 4.0, полагают, что являются намного более успешными по многим показателям, включая финансовые результаты, социальное воздействие и технологические инвестиции. К примеру, за последний год среднегодовой рост приблизительно 90% организаций с комплексными стратегиями составил 5%. Для сравнения: о росте в 5% заявили лишь 72% организаций, которые применяют бессистемные стратегии, не используют их вовсе или только приступили к разработке более целостных стратегий.

Кроме того, организации с комплексными стратегиями чувствуют большую уверенность в своих способностях к лидерству и готовности своих сотрудников к будущему. Например, почти три четверти руководителей высшего звена, которые заявили о наличии комплексных стратегий, нацеленных на успешную интеграцию технологий Индустрии 4.0, также указали на готовность своих организаций к использованию всех возможностей, открывающихся перед ними благодаря четвертой промышленной революции. А среди компаний, в которых отсутствуют стратегии или применяется бессистемный подход, аналогичную уверенность выразили лишь 27%. Данные результаты указывают на то, что стратегии и инвестиции, учитывающие реалии Индустрии 4.0, призваны обеспечить рентабельность в ближайшей перспективе и подготовить компании к работе в условиях потенциальной неопределенности.

Об авторе.  Иан Коулберн - главный исполнительный директор «Делойт», СНГ.