читайте также
Руководители компаний все чаще переключают внимание с повышения акционерной стоимости своих организаций на работу на благо общества в целом. Таким образом, четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) ведет к переосмыслению социальной роли бизнеса. Этот тренд отражен в третьем ежегодном отчете «Делойта» «Четвертая промышленная революция: на стыке готовности и ответственности», который определяет новую развивающуюся форму капитализма. Опрос более двух тысяч руководителей высшего звена из 19 стран подтвердил тот факт, что большая часть представителей бизнес-сообщества стремится обеспечить баланс между целями и прибыльностью.
Почти 60% руководителей отметили, что усиление положительного воздействия их организаций на общество является одним из пяти приоритетных направлений работы в рамках Индустрии 4.0. Для сравнения: два года назад всего 35% руководителей высшего звена полагали, что ведущие организации будущего должны уделять больше времени анализу результатов воздействия новых решений на общество.
Почему за два года руководители изменили свое мнение? Растущее внимание руководства к этой теме может быть обусловлено, в первую очередь, усиливающимся давлением со стороны внутренних и внешних заинтересованных сторон — сотрудников, инвесторов и потребителей. Согласно результатам опроса двумя основными причинами повышенного внимания руководства к социальным вопросам после получения дохода являются приоритет внешних заинтересованных сторон (40%) и давление со стороны персонала (20%).
По мере того как компании сталкиваются с новыми реалиями, руководство проводит переоценку своего подхода к трем основным областям Индустрии 4.0: социальному воздействию, управлению персоналом и стратегии.
Социальное воздействие: повышенная обеспокоенность и интерес к вопросам изменения климата
Вопросы, связанные с изменением климата и экологической безопасностью, все чаще привлекают внимание руководителей. Два года назад лишь 10% представителей высшего руководства считали, что их компании способны в значительной степени повлиять на экологическую устойчивость. Теперь же 48% респондентов полагают, что решение проблем, связанных с изменением климата, является одной из основных задач нынешнего поколения руководителей, а 38% считают столь же приоритетным вопросом стремление к устойчивому развитию.
Почти 90% опрошенных согласились с тем, что изменение климата окажет негативное воздействие на организации, а 59% заявили о разработке внутренних инициатив в области устойчивого развития (от сокращения числа поездок до прекращения использования пластика и т. д.). Еще 54% респондентов отметили, что рассматривают или уже реализуют социальные программы для решения вопроса изменения климата.
С каждым годом экологическая повестка и тема устойчивого развития становятся все более актуальными для российских компаний. По данным Национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов, в 2015 году свои отчеты публиковали 158 компаний, а в 2019 их количество увеличилось до 176.
В сентябре 2019 года Россия ратифицировала Парижское соглашение — крупнейшую глобальную инициативу по борьбе с изменением климата, а в декабре 2019 года Банк России присоединился к Сообществу центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы. В ответ на эту тенденцию некоторые компании, осознавая связанные с климатическими изменениями риски, полностью пересматривают свои методы ведения бизнеса или внедряют стратегии, ориентированные на ответственных потребителей.
Вместе с тем наш анализ показывает, что в России наблюдается несоответствие между уровнем интереса к данному вопросу и объемом фактических усилий, направленных на реализацию целей устойчивого развития. Треть компаний не имеют четко выраженной основной цели, которая включала бы в себя экологическую повестку. Три четверти не связывают свою основную цель с целями в области устойчивого развития. При этом абсолютное большинство организаций считает, что они и без того вносят свой вклад в развитие общества, экономики и охрану окружающей среды.
Несмотря на это мы отмечаем, что все больше компаний не просто декларируют свою деятельность с точки зрения устойчивого развития. Переход от количества отчетов об устойчивом развитии к качеству внедряемых в российских компаниях инициатив становится все более очевидным.
Руководители удваивают расходы на обучение сотрудников
Один из наиболее часто обсуждаемых аспектов Индустрии 4.0 — это потенциальное влияние технологий на рабочую силу. Подготовка сотрудников к работе в условиях Индустрии 4.0 по-прежнему является фундаментальной задачей бизнеса. Согласно опросу, у руководителей нет однозначного представления о том, как именно подготовить сотрудников. Только 10% респондентов заявили, что достигли большого прогресса в понимании того, какие навыки потребуются в будущем, и лишь 20% полностью согласились с тем, что их организации готовы.
В ответ на новые требования руководители сосредотачивают энергию и ресурсы на обучении персонала и все чаще считают развитие сотрудников своей обязанностью. Два года назад только 12% респондентов считали, что их организации могут в значительной степени влиять на образование и непрерывное обучение своих сотрудников. Теперь три четверти руководителей заявили, что обучение и развитие персонала являются приоритетными направлениями в рамках Индустрии 4.0, в которые они будут инвестировать больше всего. Поскольку цифровые технологии ускорят изменение работы, более 80% CXO (Chief Experience Officer) заявили, что они либо сформировали, либо находятся в процессе формирования корпоративной культуры непрерывного обучения, а еще 17% планируют это сделать.
Как показывает исследование «Мировые тенденции в сфере управления персоналом» (Deloitte Global Human Capital Trends), российские компании в сравнении с остальным миром уже не первый год демонстрируют единое видение приоритетов в области работы с персоналом. В 2019 году в первую тройку трендов как для всего мира, так и для России вошли обучение (86%), развитие опыта сотрудников (78%) и лидерство (82%).
Более 60% компаний, участвовавших в упомянутом исследовании, прогнозируют массовое переобучение персонала в ближайшие годы. Тем не мене, по оценке экспертов, в 2019 году бюджеты на обучение в большинстве российских компаний оставались на прежнем уровне.
Руководители все еще пытаются преодолеть стратегическую недальновидность
Стремительное развитие Индустрии 4.0 заставляет организации разрабатывать комплексные интегрированные стратегии и рассматривать возможности долгосрочного роста. Однако результаты опроса показывают, что руководству предстоит еще долгий путь. Две трети респондентов заявили об отсутствии формальной стратегии, отвечающей требованиям Индустрии 4.0, и лишь 10% уже разработали комплексную стратегию с учетом приоритетов четвертой промышленной революции.
Такой подход может оказаться недальновидным, поскольку, по данным опроса, организации с комплексными стратегиями, ориентированными на Индустрию 4.0, полагают, что являются намного более успешными по многим показателям, включая финансовые результаты, социальное воздействие и технологические инвестиции. К примеру, за последний год среднегодовой рост приблизительно 90% организаций с комплексными стратегиями составил 5%. Для сравнения: о росте в 5% заявили лишь 72% организаций, которые применяют бессистемные стратегии, не используют их вовсе или только приступили к разработке более целостных стратегий.
Кроме того, организации с комплексными стратегиями чувствуют большую уверенность в своих способностях к лидерству и готовности своих сотрудников к будущему. Например, почти три четверти руководителей высшего звена, которые заявили о наличии комплексных стратегий, нацеленных на успешную интеграцию технологий Индустрии 4.0, также указали на готовность своих организаций к использованию всех возможностей, открывающихся перед ними благодаря четвертой промышленной революции. А среди компаний, в которых отсутствуют стратегии или применяется бессистемный подход, аналогичную уверенность выразили лишь 27%. Данные результаты указывают на то, что стратегии и инвестиции, учитывающие реалии Индустрии 4.0, призваны обеспечить рентабельность в ближайшей перспективе и подготовить компании к работе в условиях потенциальной неопределенности.
Об авторе. Иан Коулберн - главный исполнительный директор «Делойт», СНГ.