Как построить капитализм с человеческим лицом | Полезное - только важное и актуальное renchen.ru
Экономика

Как построить капитализм с человеческим лицом

Дуг Сандхейм
Как построить капитализм с человеческим лицом
Фото: Firefly Productions/Getty Images

Начиная с 2008 года, когда губительные финансовые инструменты привели к экономическому кризису, популярная в 1950—1960-х годах теория «капитализма стейкхолдеров», предлагающая учитывать интересы не только акционеров, но и всех прочих групп, стала вновь востребованной. Сегодня вновь пополняются ряды ее сторонников, но теперь это связано с климатическим кризисом и растущими социальными проблемами, такими как углубление пропасти между бедными и богатыми. В среде бизнес-лидеров все чаще говорят о том, что идеология приоритета интересов акционеров над всеми остальными, господствовавшая последние 40 лет, вряд ли останется жизнеспособной.

Найдутся скептики, которые назовут «капитализм стейкхолдеров» пиар-ходом — своего рода обновлением витрины, предназначенной для успокоения протестующих. Но по некоторым признакам заметно, что это не просто новая вывеска.

В январе 2020 года Ларри Финк из BlackRock, крупнейшей в мире инвестиционной компании с $7 трлн управляемых активов, в своем ежегодном послании гендиректорам поставил в центр своего инвестиционного подхода долгосрочную устойчивость. «Информационный фон быстро меняется, — пишет он, — и я считаю, что мы находимся на грани фундаментального преобразования отрасли финансов». В декабре 2019-го Всемирный экономический форум в Давосе впервые с 1973 года обновил Давосский манифест, чтобы еще громче заявить, что бизнес обязан встать на защиту окружающей среды, поддерживать соблюдение прав человека по всей своей глобальной цепочке поставок и, стремясь к устойчивости прибыли акционеров, не приносить будущее в жертву настоящему. А в августе 2019 года 181 генеральный директор международного «Круглого стола по бизнесу» пересмотрели свои заявления о целях корпорации, еще более сместив приоритеты от интересов акционеров к интересам стейкхолдеров. Этой позиции они придерживаются с 1997 года.

Список можно продолжать.

Так что же происходит? Как и все культурные изменения, это длинная и извилистая история, в которой переплетаются социальные, финансовые и политические воздействия. Она наполнена благими намерениями, неоднозначными предположениями, упрощенными экономическими моделями, намеренной слепотой и высокомерием. Да, акционерный капитализм принес экономический рост и многие важные блага, но он также проложил путь к экологическому и социальному разрушению, с которым придется бороться будущему поколению. Как лаконично излагает в своей превосходной книге «Экономика пончика» Кейт Раворт, нынешняя напряженность обнажает крайне неприятную реальность: «Ни одна страна еще никогда не справлялась с человеческими лишениями без роста экономики. И ни одна страна не справилась с ухудшением экологии при росте экономики».

Эта реальность ставит перед нами два критических и непомерно сложных вопроса:

1) Каким образом группам с различными социально-экономическими и политическими позициями лучше приспособиться к текущей реальности?

2) В чем заключается оптимальный подход, включающий стратегии налогообложения и регулирования, который даст необходимые нам для выживания и процветания будущих поколений экономические, экологические и социальные результаты?

Лидеры бизнеса должны помочь ответить на эти вопросы, ведь в противном случае им могут навязать ответы, которые им не понравятся. Смена направленности от акционера к остальным заинтересованным сторонам не произойдет в одночасье, но нам нужно создать пространство для диалога. От этого зависит благополучие наших организаций — и в конечном итоге благополучие планеты.

Как и со всеми изменениями, лучше всего начать с себя — определить возможности и приоритеты в своей собственной организации. Вот четыре предложения.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи