Четыре мифа о гигономике | Большие Идеи

? Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре мифа
о гигономике

Что нужно знать о гигономике

Автор: Дэвид Джолли

Четыре мифа о гигономике
Thought Catalog / Unsplash

читайте также

Тренинги-грабители

Магнус Финнстрем,  Майкл Бир

Золото на стройке: как подбирать и оценивать персонал в девелоперских компаниях

Ольга Бодрова

Каскад влияния*

Уоттс Дункан

Одноранговая экономика как модель будущего

Сталнакер Стэн

Каждый день появляется все больше новостей о так называемой «гигономике» — экономике свободного заработка, в рамках которой люди могут посвящать своей трудовой занятости как полный, так и неполный рабочий день, но при этом становятся не сотрудниками с соцпакетом, а независимыми подрядчиками. 10 сентября генеральный директор Uber Дара Хосровшахи с гордостью заявил, что «не всякий бренд становится именем нарицательным». На той же неделе Upwork, платформа для найма фрилансеров, подала заявку на IPO. Аналогично поступила и компания Fiverr, которую называют «фриланс-биржей для lean-предпринимателей». Действительно, гигономика не только сделала миллионы американцев свободными подрядчиками, но и дала самым успешным предпринимателям инструменты для еще более стремительного роста. Теперь быстро развивающийся стартап может обеспечивать себя кадрами по мере необходимости и отдавать на аутсорсинг рутинные задачи вроде ведения бухгалтерии, оставаясь при этом гибким. Занимаясь в EY поддержкой креативных и успешных стартапов, я вижу, как предприниматели применяют этот подход в своей работе.

Однако вокруг гигономики образовалось огромное количество мифов. Она растет, но далеко не так быстро, как может показаться, и принимает не те формы, которые от нее ждут. Возможно, гигономика даже больше подходит зрелым руководителям, а не вчерашним выпускникам. Вот несколько мифов, которые стоит развеять.

Миф №1: миллениалам нравится гибкая форма занятости. Бытует мнение, что поколение миллениалов — тех, кто родился между 1981 и 1996 годами — обожает неполный рабочий день и предпочитает фриланс. Однако недавнее исследование, проведенное EY, говорит о том, что в реальности все гораздо сложнее. 60% миллениалов остались за бортом гигономики, и только 24% зарабатывают на жизнь таким способом. Согласно нашим данным, процент миллениалов с полной занятостью резко вырос с 45% в 2016 году до 66% в 2018. С одной стороны, это говорит о том, что экономика растет, и на рынке появляется все больше позиций с полной занятостью. С другой стороны, это показывает, что поколение миллениалов стремится иметь то же, что и их родители: стабильную работу, понятный карьерный путь и преимущества вроде медицинского страхования и оплачиваемого отпуска.

Миф №2: рано или поздно мы все станем независимыми подрядчиками. Размер гигономики и скорость ее роста порой кажутся сильно преувеличенными. Текущая статистика, как и прогнозы роста, неоднозначны. Еще в 2013 году в одном известном исследовании был озвучен прогноз, что к 2020 году — то есть всего через год с небольшим — 40% рабочей силы перейдут к формату гибкой занятости (в их число войдут подрядчики, временные сотрудники и фрилансеры). Но вот факты: по самым оптимистичным оценкам Gig Economy Data Hub, совместного проекта Института трудовых отношений Корнеллского университета и Института Аспена, число участников гигономики в настоящий момент составляет всего 30%. Конечно, это немало, и этот показатель постоянно растет, но все же не стоит думать, что привычный порядок вещей так скоро изменится. Только 10% работников полностью полагаются на проекты, связанные с гибкой формой занятости. А число подрядчиков, предоставляющих свои услуги с помощью сервисов вроде Lyft и Task Rabbit, и того меньше. На самом деле, по данным за сентябрь 2018 года, менее 1% работников используют онлайн-платформы для активного заработка. Большинство находит подработку старомодными способами, а не с помощью цифровых инструментов.

Миф №3: работодатели предпочитают гигономику. По результатам ежегодного глобального опроса руководителей среднего бизнеса за 2018 год EY Growth Barometer, мы обнаружили, что количество сотрудников с частичной занятостью и фрилансеров несколько уменьшилось. Большинство компаний по-прежнему предпочитают нанимать людей на полную ставку, так как это дает много преимуществ: лояльность, сохранение знаний, институциональную память, возможность переманить лучшие кадры у конкурентов. Во многих случаях сотрудник становится неотъемлемой частью команды и нуждается в контроле и руководстве. Вот почему так много известных мне предпринимателей по возможности поддерживают гигономику, но продолжают нанимать лучших сотрудников на полный рабочий день. Организации, в основе которых лежат принципы гигономики, не могут передавать корпоративную культуру в традиционном смысле. Профессор делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса Дэниел Куинн Милс считает, что несмотря на пользу, которую гигономика может принести компаниям, и ее потенциал, этот формат подойдет не каждому бизнесу. «Вы окружены людьми, но не можете контролировать их деятельность, вам остается только результат их работы», — объясняет Миллс.

Миф №4: гигономика не приносит удовлетворения занятым в ней. Существует мнение, что работа, предполагающая разовую занятость, — путь в никуда. Это не так. Рассмотрим пример Джоди Гринстоун Миллер, у которой была потрясающая карьера — от работы в Белом доме до компании Walt Disney. Миллер, в прошлом адвокат, а ныне предприниматель, стала сооснователем и генеральным директором компании Business Talent Group (BTG), которая объединяет лучшие кадры и проводит высококлассную экспертизу в таких областях, как финансы, производство, слияния и поглощения в компаниях вроде Pfizer, Kraft и MasterCard. В одном из интервью Миллер отметила, что ее ключевые кадры хотят «сами выбирать клиентов и проекты». Это соответствует выводам, к которым пришли и мы. На глобальном уровне, согласно EY Growth Barometer 2018, для американских компаний нехватка квалифицированного персонала становится гораздо большей проблемой, чем для организаций в других странах. 25% респондентов в США считают это проблемой для роста, в то время как в остальном мире этим обеспокоены лишь 10%. Уровень безработицы в США находится на рекордно низком уровне за последние 40 лет, однако спрос на квалифицированные кадры явно превышает предложение.

Автор книги Navigating the Talent Shift Лиза Хаффорд давно работает с людьми, занятыми в гигономике. Она отмечает, что, несмотря на недостатки, такая форма занятости может помочь стартапам обеспечить себя квалифицированной рабочей силой по более низкой цене, а зрелым компаниям — вырасти. Гигономика может также оказаться спасением для бэби-бумеров и поколения X. «Мы росли во времена, когда было не так много вариантов для трудоустройства, но посмотрите, какой выбор есть теперь», — сказала в одном из интервью Хаффорд, сама представляющая поколение X. По ее словам, людей, которые росли в других условиях, гигономика может буквально ошеломить. «Мне нравится помогать людям совершать этот переход. Они вдруг понимают, что обладают многими востребованными навыками и что они сами могут выбирать, как и с кем работать, — отмечает Хаффорд. — Это здорово».

Об авторе. Дэвид Джолли (David Jolley) — руководитель направления растущих рынков в консалтинговой компании EY.