
читайте также
Книга Алексея Оносова «Герои бизнеса. Вдохновляющие беседы с теми, кто каждый день меняет мир» представляет собой сборник интервью с успешными российскими предпринимателями, которые делятся своими историями успеха, принципами ведения бизнеса и уроками, извлеченными из опыта. В книге собраны интервью с основателями и руководителями таких компаний, как «Додо Пицца», «Связной», «Технониколь», «Генотек», «Магнит», «Л’Этуаль», «IVI» и других. Каждый герой рассказывает о первых шагах в бизнесе, создании команды, людях и книгах, которые повлияли на его путь, а также о том, как справлялся с трудностями и кризисами.
Книга опубликована издательством «Альпина PRO», «Большие идеи» публикуют отрывок из нее — интервью сооснователя «Технониколь» Сергея Колесникова.
Про стратегию и успех в бизнесе
Когда-то я думал, что бизнес — это типа путешествия: съездил на турнир или сделал какой-то проект и после этого можешь загорать на пляже в компании приятных друзей или любимой женщины. Но оказалось, что бизнес — это постоянная ответственность, это жизнь в стрессе, с которым надо справляться, это гонка, которая не заканчивается ни в понедельник, ни в воскресенье. И даже если сегодня ты выиграл какой-то проект, в воскресенье получил медаль на каких-то соревнованиях или совершил удачную сделку, то в понедельник ты опять обычный спортсмен, которому необходимо тренироваться.
Повторюсь, бизнес — это прежде всего ответственность, это умение брать на себя риск. И те, кто думает, что работа по найму — это больше ответственности и меньше свободы, очень сильно ошибаются. Потому что вы можете уйти от работодателя, и в этом смысле вы более свободны. Но вы не можете покинуть самого себя в этой жизни, вы находитесь в тисках собственного тела, собственных мыслей, собственных целей, которые сами себе поставили. И стратегии, которую избрали.
Стратегия — это то, что позволяет побеждать даже с меньшим количеством ресурсов. На войне или в бизнесе — неважно. Ваши ресурсы и ваши силы должны быть максимально сконцентрированы в каждый момент времени, и действовать нужно последовательно. Не надо распыляться.
Я много раз видел, как та или иная компания, достигнув первого успеха, начинает ставить перед собой нереальные цели и транжирить попусту свои силы. Если вы нашли свои сильные стороны, продолжайте, продолжайте, продолжайте увеличивать свой рынок от одной территории к соседней. Используйте свои преимущества и ни в коем случае не прекращайте наступление. Но, как только конкуренты начинают вас копировать, ищите свои следующие сильные стороны. То есть стратегия заключается в том, чтобы ваша компания в каждый момент времени имела на рынке какие-то принципиальные преимущества перед конкурентами и эти конкурентные преимущества постоянно реализовывала. В этом ключ к успеху.
В военной сфере вы побеждаете с помощью оружия, а в мире бизнеса — с помощью предложений, или продуктов, или технологий, или производства.
О том, как находить по-настоящему сильные решения
Для начала научитесь подражать. Подражайте своим кумирам, идеалам — всему, что в вас откликается. Я тоже когда-то копировал лучшие практики и методы, которые мне нравились и которые были подтверждены результатами на мировом рынке.
После этого наступит время, когда вы можете вносить изменения. То есть, овладев мастерством боя, вы потом сможете эту технику улучшать. И только потом вы дойдете до следующей стадии и начнете создавать новые технологии и новации, которых еще не было у конкурентов. Но эти три шага нужно делать последовательно.
Разумеется, существуют разного рода гении вроде Билла Гейтса, который взял и придумал Microsoft. Но таких людей не так много — может быть, 5—10% будущих предпринимателей. Остальным же придется проделать тот же путь, который проделал и я: сначала копирование, затем новация и потом уже придумывание чего-то нового.
О таланте и призвании
То, чем вы занимаетесь, должно вам нравиться. Если вы не любите это дело, лучше не начинать. Приходить на работу, которая вам не нравится, — это все равно что жить с женщиной, которую не любите, — ужас!
Прислушайтесь к себе. Если то, что вы делаете, тот продукт, который вы предлагаете, вам нравится, и вы понимаете, что это классно, и душа радуется, то это ваше дело. Таких дел может быть много, но выберите то, что вам по сердцу. Ни в коем случае не делайте выбор в пользу продукта, который, как вам кажется, принесет больше денег. На первом этапе это, может, и сработает, но выдержать длинную дистанцию вы вряд ли сможете. Это нереально. Бизнес — это забег на всю жизнь, или на полжизни, но это все равно долго. Если приходить на работу и каждый раз мучиться, то вы сойдете с ума.
О наставниках и менторах
Мне не нравится слово «наставник». Есть консультант, учитель, который вам преподносит в сжатом виде какие-то курсы, которые вам помогают организовать свою деятельность, — это важная часть. Как существуют курсы, если вы военный, по военной подготовке: вам объясняют замысел боя, вам рассказывают взаимодействие между частями, то есть вы должны эту теорию проходить, чтобы понимать, что такое бой, как он происходит. И то же самое — как организовывать бизнес. Существуют определенные курсы, которыми вам нужно просто овладеть, как бойцу нужно научиться стрелять. Это вопрос навыков, и вы обязаны ими активно овладевать. У меня было в жизни много консультантов и много учителей, которые меня учили тем или иным вещам: в финансовой сфере, в сфере аудита, в сфере политического консалтинга, в сфере производства, в сфере производственных систем.
С другой стороны, есть коучи или наставники в духовной сфере. Эти люди вообще могут быть не из бизнеса, это может быть, например, просто йога. Кто-то ходит на йогу, кто-то — в церковь, один — на тренировки, другой — в горы, кто-то бегает, кто-то плавает. Лично у меня это биатлон. У меня есть тренер по биатлону, он выполняет в том числе функцию духовного наставника. То есть все, что оказывает на вас психофизическое воздействие и позволяет эмоционально восстанавливаться и держать себя — и ментально, и физически — в добром здравии, — это вторая часть. И эти части нельзя смешивать.
Поэтому я не очень поддерживаю наставников и сам отказываюсь от наставничества. Я не знаю, что за человек ко мне пришел: может, это Моцарт, а родители из него хотят сделать предпринимателя? К тому же в разных областях нужны определенные профессиональные навыки. А я как бизнесмен выступаю здесь как троечник, который отовсюду понахватался знаний. Да, я прошел много областей и в каждой более или менее разбираюсь. Я знаю все сферы деятельности моей компании — от финансов до юриспруденции, — но ни в одной из них я не буду лучшим. Поэтому у меня есть финансовый директор, который лучше занимается финансами, есть директор юридический, который лучше знает юриспруденцию.
Двоеборец никогда не выиграет у лыжника — это невозможно. И никогда не выиграет в прыжках в длину у того, кто прыгает, — это нереально. Так что, если человек хочет в какой-то области расти, лучше искать учителей, которые занимаются профессионально этой узкой деятельностью. Это факт.